По отдельным НПЗ рост цен превышал 900 р/тн. Явление отскока не столь уж необычное, даже следует заметить, закономерное. Сработал механизм отсроченного спроса. Суть его в том, что на падающем рынке покупатели откладывают сделки в ожидании всё более низких цен.
Но вот первый же сигнал, а он может быть любым, например, мелкая авария на каком-либо НПЗ или неудачное слово чиновника высокого ранга, является спусковым крючком к старту продаж. Отложенные покупки вливаются в биржевой стакан, резко на 60% возрастает объём сделок, а вместе с ним взлетают и цены.
Через два дня вспышка спроса гаснет, на рынок возвращается пассивность, и начинается новый цикл «спад-отскок» на магистральном пути движения бензиновых индексов к уровням, характерным для начала года.
Вместе с тем следует заметить, что внутренние цены на автомобильный бензин перестали быть премиальными для производителей. Нетбэк на 2 000 р/тн превышает биржевые индексы. Нефтяные компании могут излишки отправить на экспорт и на некоторое время остановить неуправляемый спад бензиновых цен.
Таким приемом производители воспользовались в прошлом году, выгрузив на внешние рынки в октябре 3,6 млн. тн автомобильного бензина, при том что в остальные месяцы года экспортировалось порядка 600-950 тыс. тн. Такая мера позволила в течение месяца удерживать рыночные цены от спада. В нынешние дни бурный рост экспорта бензина пока не замечен, но вероятность повторения прошлогоднего сценария с экспортом довольно высока.
В сегменте дизельного топлива премия внутреннего рынка относительно экспорта установилась в начале сентября на комфортных для экспортеров значениях порядка 1 000-1 500 р/тн. Но в последующие три недели на слабеющем спросе сползла к 300-500 р/тн. В преддверии зимы спрос на летние сорта сокращался в пользу межсезонных и зимних классов топлива.
И если в начале недели зимними сортами торговали всего четыре НПЗ, то к концу недели практически все НПЗ вывели на биржу всю климатическую линейку – сорта C, D, E, F, классы К2, К3, К5 (Арктика). Объёмы сделок возросли с 3 тыс. тн в первые дни недели до 10 тыс. тн в пятницу.
Цены сделок с межсезонными сортами росли непрерывно в течение недели с 32 000 до 33 700 р/тн,предположительно, сформировавшаяся тенденция роста продолжится, хоть с менее яркой интенсивностью.
Цены сделок с зимними классами на старте продаж были несколько завышены относительно спроса. Рынок их слегка откорректировал на 450 р/тн вниз, до 34 500 р/тн. По-прежнему, полагаю, ряд регионов дорогому заводскому продукту предпочитает, так называемый «народный дизель» - смесь летнего с авиакеросином.
Что же касается дальнейшего движения дизельных индексов, то их поведение будут определять прогнозы метеорологов и показания градусника за окном.