Вкус 40-рублёвого литра ещё в декабре прошлого года ощутили все территории восточнее озера Байкал, Адыгея, Калининград, Крым. Если же быть более внимательным, то на Чукотке, куда новый год приходит первым, литр Аи95 обойдётся водителю в 56 рублей. Так что для удивления нет повода. Пройдёт неделя-другая и 40-рублёвый литр в Москве станет обыденностью.
О причинах, столь активно выталкивающих цены вверх, сказано-пересказано. Основная – это рост внутренних налогов, в частности НДПИ, ставка которого повышена в этом году на 306 р/т. А с учётом повышающих коэффициентов Кц, Кд, Кв и прочих налог в этом году вырастет как минимум на 2 500 р/тн против прошлогоднего.
К тому же этот рост сопровождается снижением защитных экспортных барьеров. В результате внутренние цены, сформировавшиеся в прошедшем году, не восполняют усилившийся пресс налоговой нагрузки на производителей топлива. Переработка на большинстве НПЗ, и без того не отличавшаяся высокой рентабельностью, перешла в убыточную зону.
Теперь возникает вопрос – а где предел? Если исходить из принципа равнодоходности внутреннего рынка с экспортным паритетом, то по расчётам ценового агентства Argus потенциал роста биржевых цен автомобильного бензина относительно текущих значений составляет 1 500 - 2 500 р/тн. Цены сделок с дизельным топливом обретут баланс в районе 37 000 - 38 000 р/тн.
Рост биржевых индексов довольно активно продвигает вверх цены мелкооптового рынка на нефтебазах, которые собственно и питают АЗС.
На московском рынке динамика изменения цен в наступившем январе представлена на диаграмме.
Собственно, перестройка рынка под новую реальность началась задолго до начала 2017 года, если быть точнее с октября 2016 года. Три месяца, октябрь-ноябрь-декабрь, повышательного тренда дали прирост биржевым индексам бензина порядка 10%. А в январе растущий тренд не только продолжился, но и усилился.
За первую неделю торгов оптовые и мелкооптовые цены выросли на 3,2 - 3,8%. Подстать им тянулись вверх, что необычно для зимнего времени года, и розничные цены. Здесь динамика не столь активная, но ощутимая – 1,2%. И это при том, что прирост цен за весь 2016 год, с января по декабрь, уложился в 3,2%.
Здесь же следует отметить, что маржинальность московских АЗС остаётся низкой. Аи92 ниже планки убыточности, из чего следует вывод о том, что следующий мониторинг может показать рост цен.
В дизельном сегменте нетбэк на летние сорта держится около 37 000 р/тн. Это означает, что межсезонные и летние сорта топлива имеют энергию роста примерно на 1 000 руб/тн, зимние классы обречены на снижение с высоты 41 000 р/тн (по территориальному индексу) до 37 000 - 38 000 р/тн.
Спрэд между оптовыми и мелкооптовыми ценами на межсезонное дизельное топливо менее 200 р/тн даже после повышения Московским НПЗ с 18 января, даёт основание утверждать, что очередное повышение следует ждать очень скоро.
Нынешнюю коррекцию биржевых индексов следует интерпретировать как коррекцию на острой траектории восхождения. Повышательный тренд в сегментах бензина и ДТ сохранится.