КУРС ЦБ $ USD 75,4518 EUR 90,0291
00:00:00  00.00.0000
Москва 0 , 0м/с
Tractor - plow from steam to modern machines
The editors of the portal Agro2b.ru have decided to cover almost two centuries tractor – from its beginnings to the present day
Подписаться на новости

В современном мире мало кто задумывается о том, чем мы обязаны технике и создавшим её людям. Гаджет из стекла и металла, который в одно касание позволяет узнать новости или посмотреть видео, кажется куда более важной частью нашей жизни, чем огромные машины, пахнущие маслом и бензином. Однако мало кто осознаёт, каким революционным изобретением – из числа тех, что избавили нас от тяжёлого труда в поле и подарили нам возможность зарабатывать на жизнь, сидя в уютном офисе – стал в своё время трактор

Выгода трактора очевидна – это скорость, экономия времени и высокая производительность. Поэтому его появление ознаменовало переворот в сельском хозяйстве, возможно, самый важный со времен появления первого плуга. Именно с этого времени механическая тяга стала вытеснять из сельскохозяйственного производства мускульную силу животных. Максимальная площадь пашни, которую мог обработать 1 человек на одной запряженной лошади в течение одного рабочего дня, составляла немногим более гектара – до 1,07 га. С появлением же первого трактора производительность подскочила десятикратно – до 9,8 га. Это существенно увеличило скорость сельскохозяйственных работ, качество собираемого урожая, и нанесло серьёзный удар постоянной угрозе голода, которая всю историю стояла за плечом у человечества.

У трактора, по меркам истории, "детский" возраст. Но, с другой стороны – он уже измеряется веками, это без малого 200 лет! Редакция портала Agro2b.ru решила осветить почти двухвековую историю тракторостроения – от его истоков до наших дней.

Как все начиналось…

Первые, так называемые, тракторы (от английского “tractor” – тягач), использовались совсем не для сельского хозяйства. Они появились в XIX веке (примерно в 1830 году) в самой передовой на тот момент стране – Англии. Эти тракторы применялись для военных целей в качестве тягачей и работали на паровом двигателе. 

В 1832 году англичанин Джон Гиткот сконструировал и запатентовал паровой трактор на гусеничном ходу. Предназначалась эта машина для вспашки болот в Великобритании. Конструкция состояла из деревянных рам, обтянутых плотной тканью, и приводилась в движение двумя большими колесами, которые, в свою очередь, работали от парового двигателя. К сожалению, из-за хрупкости конструкции изобретение Гиткота так и не получило широкого распространения. Дерево и ткань нашли применение в авиации, где лёгкость была важнее прочности, и случилось это только к концу XIX века.

А вот в 1850 году английский изобретатель Уильям Говард начал использовать локомобиль, отдаленно напоминающий трактор, уже для вспашки земли. (Позднее он изобрел канатно-блочную систему передачи движения плуга с помощью одного локомобиля, оборудованного двумя лебедками.) Именно использование локомобиля на пахоте стало первым применением машины для рыхления и перемешивания почвы. 

Глубина вспашки паровым плугом увеличилась до 30–40 см. Урожай пшеницы на участках, вспаханных паровым плугом, повысился в среднем на 24%. Значительно возросла дневная выработка. Паровой плуг мог вспахать за день от двух до девяти десятин, а конный плуг – не более двух.

Наибольшее применение паровые плуги нашли в Англии, где их насчитывалось свыше 2 тысяч. Начиная с 1869 г., были созданы наёмные бригады по обработке почвы, которые за плату обрабатывали фермерам их поля. Использовали паровые плуги и в крупных хозяйствах других европейских стран и в колониях. Но громоздкость приводной системы, дороговизна и несовершенство парового двигателя сдерживали широкое распространение паровых плугов.

 
Первое коммерчески успешное, а самое главное – практичное и относительно удобное транспортное средство на гусеничном ходу было создано в 1901 году американским конструктором Алвином Орландом Ломбардом. Его машина называлась Lombard Steam Log Hauler (паровой лесовозный трактор Ломбарда) и использовалась в качестве парового тягача для буксировки бревен. Производство этих "тракторов" продолжалось на заводе Ломбарда до 1917 года, и использовались они в основном для нужд США. Однако, по данным архивов компании, тракторы поставлялись и на экспорт, в том числе три таких тягача были переправлены в Россию.

А что у нас?

В нашей стране, тогда еще Российской Империи, также задумывались о механизации полевых работ. В 1837 году крестьянин Дмитрий Загряжский создал "экипаж с подвижными колесами", т.е. на гусеничном ходу, и получил на него патент. Но промышленники того времени не заинтересовались новшеством, поэтому Загряжский был вынужден аннулировать патент в 1839 году из-за нехватки денежных средств на его реализацию. 
 
В нашей стране, как и за рубежом, тракторы активно использовались в военных походах. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов в русской армии паровые тракторы использовались как армейское транспортное средство. К началу боевых действий у русской армии насчитывалось около 12 паровых машин. Главным их назначением была перевозка артиллерийских грузов, осадных орудий, каменного угля и провианта. По официальным данным за все время русско-турецкой войны тракторами было перевезено в сумме около 9 300 тонн грузов.
 
Самый первый российский трактор на гусеничном ходу с паровым двигателем сконструировал крестьянин Федор Блинов. В 1879 году он получил патент на "вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам". Воплотить свою идею в жизнь Блинов смог только в 1888 году, а еще через девять лет трактор был продемонстрирован на Нижегородской ярмарке в 1897 году и в Саратове в 1899 году. Однако трактор так и не вызвал спроса и, соответственно, не получил развития. 
 

XX век

Начало ХХ века стало одним из самых динамичных периодов в истории мирового производства, что отразилось и на судьбе трактора.
 
В 1902 году Дэн Элборн усовершенствовал тракторную конструкцию и разработал Ivel – машину, пригодную для аграрных работ с двигателем внутреннего сгорания. Тракторы Элборна стали пользоваться популярностью, и долгое время доминировали на рынке сельскохозяйственной техники. За время производства было выпущено около 500 экземпляров Ivel. 
 
В 1912 году Чарльз Харт и Чарльз Парр (до 1929 года Hart-Parr Company) начали производство тракторов на полугусеничном ходу: у конструкции механические ленты были надеты на задние опорные колеса. В 1913 году Hart-Parr Company отправила на выставку в Киев один из своих тракторов. Русские инженеры выявили его недостатки, и машина была переведена на полный гусеничный ход. 
 
Как отрасль промышленности, тракторостроение выделилось в 1917 году, когда тракторы стали массово выпускать на заводах Henry Ford and Son. Продукция носила название Fordson. До 1932 года машины этой марки были самыми продаваемыми в США и во многих странах за их пределами. После 1932 года производство перенесли в Англию, где название тракторов было изменено на Ford. 
 
В Российской Империи о практической значимости тракторной техники начали задумываться еще в 1913 году, но только в 1917 году уже Советское правительство выделило деньги на их постройку. В 1919 году Яков Мамин сконструировал трактор "Гном" с нефтяным двигателем. С 1922 года началось производство машин "Коломенец-1" и "Запорожец".


Производство этих советских тракторов осуществлялось цеховым способом, а вот массовое изготовление началось в 1930-х годах, когда начал свою работу Сталинградский тракторный завод, позволяющий выпускать до 150 тракторных единиц в сутки. С его конвейера 17 июля 1930 года сошел первый трактор модели СТЗ-1, а в последующие годы из стен завода вышли такие известные машины, как СТЗ-3, ДТ-54, ДТ-75, ДТ-175, тракторы серии ВТ, Агромаш 90ТГ, Агромаш 315ТГ и их многочисленные модификации.
 
Вслед за Сталинградским был введен в эксплуатацию в 1931 году Харьковский тракторный завод. 1 октября 1931 года состоялся запуск завода, что ознаменовалось созданием колесного трактора СХТЗ 15/30. Впоследствии ассортимент предприятия расширился, и в производство были запущены доработанные модели СХТЗ и тракторы серий ДТ и Т.
 
С 1933 начал функционировать Челябинский тракторный завод. 15 мая 1933 года из ворот его цеха вышел "Сталинец-60" (С-60). Кстати, ЧТЗ впервые в СССР начал выпуск дизельных гусеничных тракторов: в 1937 году начался серийный выпуск С-65. В последующие годы осуществлялось производство преобразованных "Сталинцев", а также моделей тракторов Т и ДЭТ.
 
Практически на весь период Великой отечественной войны тракторостроение в СССР было приостановлено. Но с 1944 года заводы заработали с новой силой. С 1947 по 1962 годы был построен еще ряд тракторных заводов – Липецкий (тракторы вида КД, КДП и Т), Владимирский (машины "Универсал" и серии тракторов ДТ и Т), Минский (известный на весь мир своими "Белорусами") и т.д.
 
В 60-е годы ХХ века начался выпуск унифицированных моделей, что стало толчком к созданию специализированных предприятий по выпуску комплектующих деталей для производства тракторов. А в 1961  году для технического перевооружения сельского хозяйства советские конструкторы разработали проект первого советского колесного трактора 5 тягового класса. Новая машина получила название "Кировец", и в 1962 году ее производство было организовано на Кировском заводе и в Ленинграде.
 
Наибольшее распространение в советский период среди гусеничных тракторов получил ДТ-75, который, уже изрядно модернизированный, производится и в современной России. Всего с 1963 года по настоящее время уже выпущено более 3,5 млн единиц. Среди колесных тракторов в СССР популярность пользовался МТЗ-50, больше известный как "Беларусь". Широкое распространение машина получила из-за удобной конструкции, позволявшей монтировать на трактор разнообразное навесное оборудование, что позволяло применять "Беларусь" в разноплановых сельскохозяйственных работах. Всего за время производства МТЗ-50 с 1962 года по 1985 год был выпущено 1,2 млн экземпляров. 

 
Сегодня уже никого не удивишь разнообразием тракторной техники, используемой для сельского хозяйства. На ее основе созданы различные машины, которые применяются и в других сферах: бульдозеры, тягачи, скреперы и т.д. Рынок тракторостроения представлен обилием компаний, производящих машины как универсальные, подходящие для любой местности, так и ориентированные на региональную специфику, выполняющие определенные сельскохозяйственные работы, так и мультифункциональные.
 
Среди импортных производителей можно выделить такие концерны, как John Deere (США), CNH (США), AGCO (США), Claas (Германия), SDF (Италия), Kuhn (Франция), Kverneland (Норвегия), Krone (Германия), Amazone (Германия), Poettinger (Австрия).
 
Но не стоит забывать и российских производителей, которые также пользуются уважением как на отечественном, так и на мировом тракторном рынках. Это Челябинский тракторный завод, который помимо тракторов моделей Т10М, ДЭТ-250М2 и машин на их базе, производит различные трубоукладчики, бульдозеры, погрузчики и прочие машины. Это тракторная компания "ВгТЗ", на базе которой идет производство гусеничных тракторов общего назначения – Агромаш-90ТГ. Крупнейшим производителем тракторной техники в России является концерн "Тракторные заводы", объединяющий в себе более 20 предприятий, производящих тракторы и комплектующие для них. 
Также выпуском тракторов занимается ООО "КЗ "Ростсельмаш", расположенный в Ростовской области. На заводе собирают сельскохозяйственные машины серий DT, 4WD, Row Crop и 2000. ООО "КЗ "Ростсельмаш", помимо производственных площадок в России, имеет заводы в Канаде. В 2017 году для ассимиляции с российским сельхозмашиностроением на главную площадку Ростсельмаш в г. Ростове–на–Дону перенесено производство модели Versatile 2375. Суть в том, что, согласно новым правилам, сельхозтехника в Северной Америке должна работать по экологическому стандарту, предусматривающему оснащение машин системами SRS с использованием мочевины. Безусловно, можно было бы и модернизировать моторный агрегат Versatile 2375, если бы не одно "НО". Эта машина очень удачна, ее конструкция и компоновка всех систем настолько гармоничны, что, как говорится, ни прибавить, ни убавить.
Трактор Versatile 2375 серии 2000 производства ООО "КЗ "Ростсельмаш"
 
Мы постарались осветить самые яркие моменты мировой истории тракторостроения. А прикоснуться к истории этих машин в прямом смысле слова можно в Чебоксарах, где на базе тракторного завода создан "Научно-технический музей истории трактора". Если же вы хотите увидеть процесс непосредственного производства сельскохозяйственной техники, то можно, не отрываясь от монитора, воспользоваться 3D экскурсией на сайте ООО "КЗ "Ростсельмаш".
Источник фото: popgun.ru, practicalmachinist.ru, topware.ru, rusplt.ru, vieilles.ru, infexia.club, tractorglass.gr, shkolakz.ru, narod.ru, traktor.libercode.ru, tvertraktor.ru, rostavtoprom.ru, equipnet.ru, mainpump.ru
 
 
 
Источники: Agro2b
Thursday, 26 November 2020
Wednesday, 25 November 2020
All news