КУРС ЦБ $ USD 65,7238 EUR 75,5692
00:00:00  00.00.0000
Москва 0 , 0м/с
Thursday, July 19, 2018, the state Duma considered in the second reading the draft law on organic agriculture.
In Russia already more than 10 years developing organic farming and production, but still, this sphere is not regulated by law. Attempts of legislative consolidation of the term "organic" began in 2003 and 2005, when the Federation Council passed the first discussion of the problem, but it has not received further development. In 2012, the Ministry of agriculture of the Russian Federation has prepared the first edition of the Law "On producing ecologically clean (organic) agricultural products and amendments to legislative acts of the Russian Federation", but it was not supported either by the community producers of organic matter or by the authorities. The development of the bill connected organic community, and this new version became the basis of the bill, but the way it again took place slowly. And finally the bill was introduced in the state Duma.
Подписаться на новости

Перед первым чтением в рамках согласований закон вновь претерпел существенные изменения. Первое чтение прошло в начале апреля 2018 года. Однако версия изменённого законопроекта, которая была предложена, была не очень поддержана органическим сообществом. Рабочая группа при Комитете по аграрным вопросам Госдумы, с участием представителей Государственного правового управления при Президенте РФ, Минсельхоза РФ, Национального органического союза специалистов и специалистов профильных организаций, внесла много изменений в текст законопроекта, был выработан обновленный вариант законопроекта. Пришлось преодолевать и сопротивления определенных лоббистских кругов, тем не менее рабочей группе удалось согласовать спорные вопросы.

В частности, в первоначальном тексте законопроекта были моменты, несовместимые с органикой. Удалось добиться включения дикороссов в закон, убрать неясную терминологию, связанную с ограниченным использованием в производстве химикатов, антибиотиков – теперь это запрещено, за исключением тех, которые оговорены в российских и международных стандартах. Более четко указаны моменты, которые запрещены и разрешены в органическом производстве. Введен раздел маркировки органической продукции. Более четко дана информация, как будет наноситься маркировка и что в ней будет. Удалось снизить срок введения закона: изначально предполагалось, что ряд статей закона вступают в силу сразу после подписания закона, другие статьи в 2021 году, теперь решено, что срок вступления целого ряда положений закона – 2020 год.

Еще один важный вопрос – аккредитация сертификационных компаний, решено, что она будет проходить именно в области органического производства, чего не было указано раньше, формулировка была размыта, было непонимание, кто может сертифицировать органическое производство.

В законопроекте также появилось больше ссылок на межгосударственные и международные стандарты. Теперь органическое сообщество поддержало обновленный текст законопроекта.

Как рассказывает Сергей Сорокоумов, один из авторов и инициаторов законопроекта, советник министра сельского хозяйства РФ по вопросам развития органического сельского хозяйства (генеральный директор компании «Агропромтехснаб»), в текст законопроекта были внесены основные изменения, их немного, но они очень нужные.  «Самое важное, что в тексте появилась статья, которая вызывала больше всего вопросов и предложений, – она касается маркировки. Теперь по законопроекту маркировать продукцию можно только как «органический продукт». Любые надписи «биологический», «экологический» и так далее на якобы органической продукции будут незаконными. За введение потребителя в заблуждение – если продукцию маркируют как органическую, но это не подтверждено сертификатом, - производитель будет наказываться в рамках Кодекса об административных правонарушениях. Важно также, что к органической продукции теперь отнесены и дикоросы.

Также закон четко прописал требования к производству органической продукции, например, запрещение гидропонного способа производства, использование минеральных удобрений, раздельное производство органической и обычной продукции на всех этапах. Появился также пункт о том, что конкретные правила производства будут определяться национальными и международными стандартами. Также уточнилось, что органы по сертификации обязательно должны быть аккредитованы в государственной системе аккредитации в сфере производства органической продукции.

Мы также оговорили, что будут внесены изменения в других законодательных актах, прежде всего в закон о развитии сельского хозяйства. Для нас это было принципиально, поскольку органическое сельское хозяйство это специфическая форма производства, и неверно было бы не отразить это в законе о развитии сельского хозяйства».

«Закон больше определяет , как мы будем жить и как мы будем развивать органическое земледелие, а не какое оно будет. И в этом смысле любой закон лучше, чем отсутствие закона. Поэтому я обеими руками за, и говорю, что здорово, что этот закон появится,- подчеркивает Сергей Бачин, председатель совета директоров группы компаний «Агранта», члена НОС. - Наши задачи на будущее – и просвещение потребителя, и борьба с контрафактом. Как только закон будет принят, может произойти всплеск контрафакта. Задачей производителей и государства, как и Национального органического союза, будет в том числе в том, чтобы была создана и четко функционировала правильная система борьбы с контрафактной продукцией. Система контроля за аккредитацией сертификаторов также должна быть действенной, думаю, что нужен и государственный, и общественный, профессиональный контроль. С точки зрения государственного контроля,  мы предполагаем, что после введения закона в действие появится обязательное требование к регистрации сертификатора и его аккредитации в государственном органе по аккредитации».

«Закон в нынешней версии является оптимальным , - считает Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза. -  Мы начиная с 2013 года работали над его разработкой, и нынешняя версия соответствует ожиданиям органического сообщества. Отсылочная часть к национальным стандартам позволяет нам дальше работать детально над стандартами, они будут основой органического рынка. НОС, начав работу с IFOAM International по согласованию этих стандартов, сможет продолжать эту работу уже на основании закона».

Олег Мироненко отметил важность принятия Россией закона об органике во время принятия таких же законодательных актов в других странах СНГ: « 10 июля был принят закон в Украине, в ближайшее время он будет принят в Казахстане и Белоруссии, таким образом выравнивается наше положение на рынке стран ЕАЭС и СНГ».

Закон позволяет запустить создание Единого реестра органических производителей, нормализовать работу сертификационных компаний, зачистку органической полки в ритейле, повышать доверие производителей, подчеркнул Олег Мироненко, напомнив, что НОС обращал на это внимание и раньше. «Но если раньше это была частная инициатива НОС, то теперь мы можем опираться на закон», - заметил исполнительный директор НОС.

«Самое главное, что мы ждем от закона – борьба с фальсификатом, причем бескомпромиссная. Нужно защищать подлинных производителей органической продукции, с высокой себестоимостью продукции – именно поэтому ведь она и стоит дороже обычной продукции, - подчеркивает председатель совета директоров группы компаний «Аривера» Илья Калеткин. – На рынке уже существуют, не побоюсь этого слова, паразиты, которые используют слова «органический», «био», «эко», называя так продукцию, которая фактически не является носителем этих качеств. Мы ждем борьбу с такими производителями, потому что их деятельность подрывает доверие потребителей, которые покупают такие пустышки. Второе – это девальвирует всю работу, которую ведут производители органической продукции уже более 10 лет, лжепроизводители фактически воруют у них деньги! Важно, чтобы настрой на принципиальную борьбу с фальсификатом был прописан в законе. В Европе штрафные санкции запретительные: то есть если ты попался на фальсификате, то штрафы разорят твою компанию. Нам нужно ввести такой же подход».

«К сожалению, данный закон декларирует только слово «органический» и производные от этого слова, но не защищает слова «био» и «эко», хотя это принято, в частности, в странах Европейского союза. В данной ситуации российские потребители могут быть сконфужены обилием таких терминов», - подмечает Илья Калеткин. Защищенность только одно термина – недостаточный подход, считает Илья Калеткин, нужно двигаться к расширению защищенных терминов в сфере органики, по крайней мере, расширить ряд защищенных законом терминов на слова «био» и «эко». 

Второй важный момент, который отмечает Илья Калеткин, - это важность поддержки уже действующих производителей органики:  «Ранее производители органической продукции в России, в условиях отсутствия нашего законодательства в этой сфере,  получали сертификаты международного образца, работали по стандартам Европейского союза, они должны иметь определенные преференции с точки зрения признания их продукции органической в соответствии с уже нашим российским законом. 

Новость о продвижении закона об органическом земледелии – позитивный сигнал и для ритейла. «То, что закон об органике прошёл второе чтение - очень позитивный сигнал для рынка, - говорит Владимир Садовин, президент компании «Азбука вкуса». - Мы ощущаем со стороны потребителей серьёзный запрос на верификацию продукции, которая позиционируется как органическая. Принятие закона открывает возможности для системной работы по регулированию рынка органики и вытеснению с рынка недобросовестных производителей».

«Я как руководитель органа по сертификации признателен законодателям, что между первым и вторым чтением закона об органике появился пункт, в соответствии с которым компании-сертификаторы должны быть аккредитованы, причем не только по стандарту 17065, но и должны иметь специализацию в органическом сельском хозяйстве, - замечает, со своей стороны,  Андрей Лысенков, генеральный директор ООО «Органик-Эксперт». - Не каждая сертификационная компания имеет компетенции в этой сфере, поэтому не может сертифицировать  органических производителей. Кроме того, в законопроекте появился пункт о реестре. Органы по сертификации, аккредитованные в Росаккредитации, будут вносить свою информацию об органических производителях в реестр».

В ближайшее время нас и производителей, и государство большая работа, ведь закон запускает ряд механизмов.

«Весь 2019 год будет посвящен доработке законодательных механизмов – это большая работа с Минсельхозом, органическими производителями и потребителями. 2019 год будет интенсивным временем реализации того, что говорится в законе», - замечает Олег Мироненко. Ряд статей закона вступит в силу в 2020 году. «Этот переход нужен, чтобы у Министерства сельского хозяйства было время и возможность, в частности, подготовить финансирование на создание реестра производителей, предусмотреть государственную поддержку органических производителей, - говорит Сергей Сорокоумов. – Стоят важные задачи и перед органическим сообществом. Действующие национальные стандарты не курируют производство дикоросов, надо будет подготовить предложение в области дикоросов. Затем, безусловно, это проведение информационно-разъяснительной работы, поскольку есть путаница, что такое органическая, био, экологическая продукция. Причем просвещать надо будет не только потребителей, но и сельхозпроизводителей, чтобы мотивировать их на производство именно органической продукции. Ведь она сохраняет экологическое равновесие в природе, помогает беречь почву и, конечно, благоприятно влияет на здоровье человека. Естественно, у сельхозпроизводителей есть страхи: как же вести производство без химии, выращивать растения без пестицидов, химикатов, поэтому и нужна работа профессионального сообщества. А  у министерства задача - создать учебно-демонстрационную площадку, чтобы любой желающий мог приехать и посмотреть, как это происходит».

Сейчас в мире в  178 странах развивается органическое сельское хозяйство, из их 89 стран имеют собственные законы об органике. Теперь к этим странам присоединится и Россия.

Ежегодный прирост органического производства составляет 12-15% в год. Россия пока занимает 0,2% от мирового рынка органических продуктов. Но, по мнению Олега Мироненко, уже в ближайшие годы Россия способна занять  до 10% мирового рынка органики: принятие закона об органике создаст правовые условия для развития органического сельского хозяйства в России.

 

Справка:

В РФ разработаны и утверждены национальные стандарты Российской Федерации:

- ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения»,

- ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства»,

- с 1 января 2018 г. введен в действие Межгосударственный стандарт ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации. NEQ CAC/GL32-1999», принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС).

Источники: Agro2b