КУРС ЦБ $ USD 70,4413 EUR 79,1901
00:00:00  00.00.0000
Москва 0 , 0м/с
Coronavirus is stopping to export poultry meat to China
Ports in China overstocked, the distribution chain is almost not working, carriers and providers are incurring huge losses
Подписаться на новости

Ситуация с распространением коронавируса осложнила работу товаропроводящей сети в Китае. В частности, отмечены случаи серьезных перебоев в работе крупнейших портов, что стало причиной значительных задержек отгрузок. Об этом «Агроинвестору» рассказал руководитель управления экспорта ТД «Черкизово» Андрей Терехин. «Кроме того, возникший из-за фактического закрытия отдельных портов дефицит рефрижераторных контейнеров привел к повышению тарифных ставок на перевозку в направлении Китая, — говорит он. — В такой ситуации мы не можем исключать корректировки наших планов по отгрузкам в КНР. Надеемся, что перебои в работе транспортной инфраструктуры будут носить кратковременный характер».

 

При этом, по словам Терехина, компания не видит оснований для снижения спроса на свою продукцию в Китае. Наоборот, вспышка гриппа птиц в одной из крупнейших провинций КНР на фоне сохраняющегося в стране дефицита животного белка, связанного с сокращением производства свинины из-за африканской чумы свиней (АЧС) будет способствовать увеличению спроса на импортную птицеводческую продукцию, в том числе из России, рассчитывает он.

 

По итогам 2019 года группа «Черкизово» отправила в Китай 14 тыс. т курицы — это более 40% от общего объема продукции птицеводства, который компания отгрузила на внешние рынки. В этом году холдинг намерен увеличить вывоз в КНР за счет расширения ассортимента и появление новых каналов сбыта. «Дамате», крупнейший в России производитель индейки, тоже планирует увеличить поставки в Китай: интерес и заказы со стороны импортеров, которые готовы наращивать объемы закупок, есть, говорит представитель компании. «Китай — одно из главных экспортных направлений для компании. Из 1,4 тыс. т экспортированной в 2019 году продукции 50% пришлось именно на этот регион», — уточняет она.

 

Спрос на мясо птицы в Китае есть, и он огромный, подтверждает президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев, однако почти все порты в КНР полностью забиты. Продукция птицеводства приходит в замороженном виде в рефрижераторах, которые нужно подключать к розеткам в портах, но свободных розеток нет, поскольку грузы, доставленные ранее, не двигаются по сети дистрибуции, и новые контейнеры отправляются в порты соседних стран — Сингапур и Вьетнам, знает он. «И перевозчики, и отправители несут большие убытки, — подчеркивает Давлеев. — И хотя Китай заявил, что частично компенсирует ущерб, насколько быстро пойдет этот процесс, и не отобьет ли такая ситуация желание у нынешних экспортеров работать с Китаем — пока неизвестно». По его словам, ряд крупнейших российских экспортеров приостановили поставки в Китай именно из-за того, что в случае простоя контейнеров в портах они будут нести убытки, исчисляемые несколькими тысячами долларов ежедневно.

 

Распространение коронавируса совпало с празднованием китайского Нового года, правительство было вынуждено продлить каникулы, официально — до 10 февраля, однако до сих пор не все в Китае вернулись к работе. Как результат — произошла значительная дестабилизация как внешней, так и внутренней логистической цепочки, говорит гендиректор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов. «Мы рискуем столкнуться с нехваткой рефрижераторов для продолжения поставок: из-за того, что их не могут своевременно разгрузить в китайских портах, они не возвращаются в оборот, — отмечает он. — К тому же кроме логистической инфраструктуры долго не работал банковский сектор, и наши контрагенты не могли вовремя провести оплату за поставки». Кроме того, основная продукция, которая идет из России в Китай — лапки и крылья — поставляется преимущественно в сегмент HoReCa, продолжает Лахтюхов. «Поскольку восстановление работы данного сектора в полном объеме в ближайшее время маловероятно, мы рискуем столкнуться со значительным падением спроса. Китайцы уже приостанавливают закупку новых партий из России», — сожалеет он.

 

В карантинных зонах ограничено перемещение людей на улицу, а значит, и в магазины, продукцию в основном приобретают через службы доставки. В итоге стоимость мяса за последнее время сильно выросла, не все готовы покупать его по высокой цене, комментирует исполнительный директор «Ринкон менеджмент» Константин Корнеев. При этом он напоминает, что в целом импорт мяса птицы в Китай в прошлом году составил лишь около 700 тыс. т, тогда как внутреннее производство превысило 20 млн т. «Стоит понимать, что кроме проблемы коронавируса в Китае существует и другой аспект, негативно влияющий на мировой баланс мяса — напряженный ветеринарный фон носит мировой характер: вспышки АЧС и гриппа птиц уже есть в Европе, могут случиться и в Латинской Америке. Проблема может оказаться более глобальной, и вопрос будет не только в ценах потребления, но и в доступности продукции в принципе», — предупреждает он.   

 

На фоне распространения коронавируса и гриппа птиц производство в Китае сократится. На прошлой неделе официальный представитель агроведомства Китая Ян Чжэньхай на брифинге в Госсовете сообщил, что поставки китайской птицы и яиц на внутренний рынок уменьшатся во втором и третьем кварталах, писал Reuters. После вспышки коронавируса рынки живой птицы были закрыты, транспортировка молодняка и живой птицы сокращена, пояснял Ян Чжэньхай. По его словам, потери для птицеводческой отрасли страны будут очень серьезными.

 

В связи с эпидемией коронавируса власти Китая ввели ограничения на перемещения внутри страны. В стране наблюдается разрыв инфраструктуры на всех уровнях производства и поставок, что, безусловно, сказалось на птицеводческом секторе, где важен каждый день, подтверждает Давлеев. «Поставка суточных цыплят на выращивание, забой птицы, содержание родительского стада, поставка кормов — эта длинная технологическая цепочка была в один момент остановлена, — говорит он. — В Интернете уже появились фото огромного количества инкубированного яйца, которое выбрасывается, так как птицеводы не могут обеспечить цыплят кормом, и птичники остаются пустыми». Нарушена поставка не только самого корма, но и его компонентов — зерна и сои. Поэтому прогнозы, что в течение двух кварталов птицеводческая промышленность в Китае будет приостановлена, слишком оптимистичны, считает он. «Полагаю, что это продлится год-полтора — именно столько времени потребуется на восстановление родительских стад, которые страдают в первую очередь, до момента, когда яйцо можно инкубировать, — оценивает эксперт. — Мы ожидаем серьезного провала птицеводческой отрасли в Китае. Даже ту птицу, которую производят сейчас, нужно реализовывать, однако с этим будут сложности из-за инфраструктурных ограничений, закрытия оптовых и открытых рынков, на которых продается до 70% всего объема мяса птицы в стране. Мини-маркеты в городах тоже закрыты, продажа мяса птицы на предприятиях общественного питания также почти сведена к нулю».

 

Из-за невозможности доставить корма в центральную часть страны и вспышек гриппа птиц фермеры вынуждены забивать птицу: за последнее время было уничтожено более 100 млн цыплят, и проблема будет нарастать до тех пор, пока ограничения не будут сняты, уверен Лахтюхов. «Думаю, что эта ситуация продлится еще в течение нескольких месяцев», — добавляет он.

 

«Как правило, восстановление птицеводческого предприятия с момента принятия решения до выхода на полноценный объем занимает около года при условии, что работает вся необходимая инфраструктура, — рассказывает Корнеев. — Возможно, в Китае изменится структура производства: расширится сектор промышленного птицеводства и уменьшится объем выпуска в фермерских хозяйствах. Однако это связано не только с коронавирусом, но и с общим стремлением правительства Китая повысить биологическую безопасность.

 

Недавно Китай открыл свой рынок для поставок мяса птицы из США, обнулив антидемпинговую пошлину в 30%, и на сегодняшний день цена американской продукции птицеводства может сравниться по стоимости с бразильской и составить конкуренцию всем поставщикам, которые работают с Китаем. Кроме того, были открыты поставки живой птицы — суточных цыплят родительского стада. Однако стоит учитывать, что в силу ограничения транспортного сообщения наладить поставки будет проблематично, отмечает Давлеев. По его мнению, скорее всего, пройдет еще два-три месяца прежде, чем все поставщики восстановят полноценную работу с Китаем.

 

Сейчас КНР гораздо проще разморозить стратегические запасы свинины и импортировать ее, чем заниматься птицей, даже несмотря на то, что она более дешевая, добавляет Давлеев. В структуре потребления мяса в Китае преобладает свинина, поэтому в приоритете будет восстановление отрасли свиноводства после АЧС, а не птицеводства, предполагает Корнеев, уточняя, что информации о принятии какой-либо конкретной программы действий со стороны китайских властей пока нет.

 

Россия, как и любая другая страна, не может выгодно воспользоваться сложившейся в Китае ситуацией из-за затоваривания в портах. На прошлой неделе Maersk (специализируется на морских грузовых перевозках и обслуживании портовых терминалов) заявила, что объем оборота в Китае у нее значительно упал: на эту страну приходится около 30% всего логистического оборота компании. «Это, скорее всего, приведет к снижению стоимости фрахта, в том числе и на другие рынки, особенно Юго-Восточной Азии, однако другие страны не смогут вобрать в себя тот объем экспорта, а главное, те виды продукции — в основном, субпродукты, куриные лапы и крылья, — которые шли на Китай, — рассуждает Давлеев. — Эта продукция может быть популярна во Вьетнаме и Гонконге, однако порты этих стран тоже забиты под завязку». Лахтюхов предполагает, что до июня в Китае будет наблюдаться снижение потребления мяса птицы, а за ним последует отскок, который, возможно, позволит России не только восстановить, но и увеличить поставки.

Источники: Agro2b