В наших комментариях к этому событию были высказаны предположения о том, что производители газа, и в первую очередь "Газпром", приняли решение удерживать нижнюю границу биржевых цен на газ не более чем на 5-7 % ниже тарифов ФСТ. Ведь по итогам торгов природным газом в 2016 году биржевые цены на самом востребованном базисе «КС Надым» последовательно снижались с 2850 до 2550 руб/тыс. куб м (минус 14%).
Такое снижение цен привело тому, что биржевой газ, закупленный в июле стал дешевле тарифного в среднем на 450 р/тыс. куб. м. Для отдельных регионов эффективность закупок достигала 14-15% и даже 18% в Свердловской области.
Естественно, что низкие биржевые цены всё более уводят рядовых клиентов "Газпрома" от долгосрочных контактов с местными газовыми компаниями в пользу биржевых закупок. Остановить процесс можно экономическими мерами, для этого не нужно запугивать клиента – достаточно снизить эффективность биржевых сделок.
Вот и снизили. Эффективность биржевых закупок, согласно представленной таблице, понизилась в августе относительно июля с 450 до 300 руб/тыс. куб м. (с 11% до 7%). Если такая мера буде недостаточной, и процесс ухода клиентов от долгосрочных контрактов к биржевым закупкам продолжится, то прикрутить биржевые цены в нужном направлении монополисту не доставит труда. Вплоть до выравнивания цен биржевого газа с тарифами ФСТ. Монополист – он и на бирже монополист.
Биржа СПбМТСБ
Сделки с бензином в традициях сезонности дешевели. Высокооктановый Аи95 подешевел на НПЗ, относительно вчерашних торгов в среднем на 100 р/тн, до 40570 р/тн. Лидерами спада стали ЯНОС – минус 420 р/тн, Уфа – минус 340 р/тн. Остальные НПЗ также в «красной зоне» и только два показали незначительный рост цен, на 130-170 р/тн – это сибирские Ачинский и Омский НПЗ, где продолжается (как и на Ангарске) осенний ремонт.
Бензин Аи93 подешевел в среднем на 130 р/тн. Наиболее значительное снижение регистрируется на ЯНОСе – минус 590 р/тн, МНПЗ – минус 300 р/тн.
В сегменте дизельного топлива достигнут баланс внутренних цен с экспортным паритетом. В этой связи, полагаю, биржевые индексы будут припадать. К тому же, как стало известно, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) закрыла поставки топлива на Украину. Дизельное топливо поставлять на Украину получили право "Роснефть" и ЛУКОЙЛ. Всего с марта по август поставки составили около 800 тыс. тонн. Теперь из-за внезапного запрета часть этих объёмов может вылиться на внутренний рынок, придавив текущие ценовые индексы.
Расширяются география и объёмы продаж зимнего и межсезонного дизельного топлива. Соотношение объёмов примерно ½, 8 тысяч зимних классов, против 14 тысяч летних сортов.
Авиакеросин второй день подряд дешевеет. Сегодня снижение составило 220 р/тн.
Цены сделок с мазутом при разнонаправленном движении в среднем слегка отрастают вверх.