В отличие от бурных политических событий неделя на мировом рынке нефти и нефтепродуктов прошла спокойно.
Баррель день ото дня дешевел, потеряв за десять дней ноября около двух долларов, причём подталкивали его вниз не американские президентские гонки, а разочарование трейдеров относительно способности ОПЕК реализовать декларативные заявления о замораживании добычи на деле.
К тому же не на пользу баррелю рекордные уровни добычи в картеле. ОПЕК в октябре нарастила добычу до рекордных 33,83 барр/сут. Не отстаёт и Россия, добыча нефти за январь-октябрь 2016 увеличилась относительно предыдущего года на 2,2%, до 454,116 млн. тн. 2016 год станет рекордным – 544 млн. тн против 534 годом ранее, прогнозируют в Минфине.
Биржевой рынок нефтепродуктов более узкий по масштабам, но, тем не менее, его поведение привязано к общемировым тенденциям через пошлины, акцизы, курсовые стоимости валют.
Бензиновые индексы после октябрьского восхождения на 2 000 р/тн вверх, до 38 500 р/тн (по Территориальному индексу REG), с первых дней ноября перешли к понижательной тенденции, которая принимает устойчивый характер. Об этом можно судить по фундаментальным признакам.
Во-первых, внутренние цены перегнали нетбэк, мотив у производителей к экспорту отпал, что подтверждают данные о трёхкратном сокращении экспорта автомобильного бензина. Во-вторых, впервые за три недели прекратилось убывание запасов бензина на НПЗ и нефтебазах. Это означает, что спрос и поступление бензина на рынок пришли к равновесию, а необходимость закрывать дисбаланс из запасов отпала.
Всего же бензин марки Аи95 за 11 дней ноября подешевел на 600 р/тн, до 40 730 р/тн, бензин Аи92 – на 140 р/тн, до 37 540 р/тн.
Говорить о том, что тенденция спада бензиновых индексов приобрела необратимый характер преждевременно. Производители в этом году в отличие от прошлых лет не будут производить лишний бензин, заполняя нефтебазы и обрушая цены. Сократить выпуск бензина можно через уменьшение первичной переработки нефти, а можно уменьшить нагрузку на вторичные установки – крекинг, риформинг, изомеризацию. Полагаю, так и будут действовать производители бензина, не допуская провала бензиновых индексов к минимумам начала года.
Удержать индексы поможет производителям и длительный, с первых дней января на три месяца вперёд, ремонт Московского НПЗ. Безусловно, московский рынок почувствует отток ресурса. Увеличение Регионального индекса «Москва» и мелкооптовых цен неминуемо произойдёт, хотя бы на удорожании логистических затрат.
Всего московский регион потребляет в год 5,336 млн. тн автомобильного бензина – таковы данные ЦДУ ТЭК. Собственно, доля самого МНПЗ в обеспечении региона бензином – 39-40%, около 2,12 млн. тн. В московский регион поставляют бензин все НПЗ страны (даже дальневосточный Комсомольский НПЗ попал в реестр поставщиков), но основные – это три ближайших к Москве завода – Рязанский (доля на московском регионе 23%), Ярославский (4%) и Нижегородский (10%). На них, полагаю, и ляжет дополнительная нагрузка.
Дизельное топливо.
В этом сегменте неделя отметилась коррекцией на понижение. Причину довольно ярко демонстрирует диаграмма – спрэд относительно нетбэка по летним и межсезонным сортам 3 000 руб./тн и чуть ли не 7000 руб./тн по зимним классам, и это явно завышенная величина. Потребители, несмотря на довольно устойчивый и даже растущий спрос на дизель, не способны поглотить предлагаемые производителями объёмы. Высокий разбег цен между межсезонными и зимними сортами открывает возможность блендинга межсезонных или летних сортов с керосином. Практика давно известная и в силу коммерческой эффективности, и полагаю, неистребимая.