КУРС ЦБ $ USD 92,2628 EUR 99,7057
00:00:00  00.00.0000
Москва 0 , 0м/с
Цены на бензин и дизель, за период 28.11.-2.12.16
Российский топливный рынок. Еженедельный обзор. 28 ноября-02 декабря 2016 г.
Подписаться на новости
Пожалуй, самым ярким событием не только недели, но и всего 2016 года следует признать факт начала биржевых торгов российской нефтью марки Urals. Данный факт уже успели назвать новой страницей в истории развития нефтегазовой отрасли, и это утверждение не является преувеличением. О необходимости создания эталона на российскую нефть специалисты говорили давно, и на новый инструмент возлагаются большие надежды: ожидается, что он позволит «отвязать» российскую нефть от рынка североевропейского сорта BRENT и положить начало созданию самостоятельного рынка российской нефти.

 

Условия торговли предусматривают, что исполнение фьючерса может завершиться физической поставкой товара на условиях FOB Приморск. В этом состоит основное достоинство нового инструмента, исключающего манипуляции, присущие рынкам бумажной нефти. Объем одного контракта (один лот) составляет 1 000 баррелей, поставочная партия 720 000 баррелей (100 тыс. тн). Фьючерсы котируются в долларах США. К торгам допускаются как резиденты, так и нерезиденты.  

 

Первый день торгов не показал ажиотажного спроса на новый инструмент. Впрочем, никто бурного старта и не ожидал. В течение дня по двум контрактам, мартовскому U37 и апрельскому U47, совершено сделок на объём 63 тыс. баррелей на общую сумму 190 млн. руб. По данным биржи в торгах приняли участие 9 компаний. Две из них – нефтяные Роснефть и Газпром нефть, остальные семь - это два трейдера (Алгоритм, Солид) и пять инвестиционно-финансовых компаний.

 

Маркетмейкеров, а их функции исполняет компания ЛУКОЙЛ, поддерживают в стакане двухсторонние котировки в соответствие с динамикой рынка BRENT по торгам на соседней Московской бирже, дисконтируя их на величину примерно 3,2-3,3 доллара.  

 

Надо отметить, что и последующие два дня торгов не показали прироста. Более того, оборот на следующий день с 190 млн. сократился до 98 млн. руб., а 1 декабря – до 20 млн. руб.

 

Представляется, что раскрутить торговлю нефтяным фьючерсом бирже не удастся. Допущена, на наш взгляд, тактическая ошибка при выводе на рынок нового продукта: очень тяжёлый лот - 1 000 баррелей, а потому дорогой. С таким лотом для входа на торги необходимо внести в РДК депозитную маржу (гарантийное обеспечение сделки) в размере 475 тыс. руб. На один лот!

Для большинства игроков, уже участвующих в торгах подобным инструментом, такой лот неподъёмен. Он рассчитан на тяжеловесов, типа ВИНК. А ликвидность торгам придают не они, а огромное количество мелких игроков. Именно они, вбирая в себя всю информацию с параллельных рынков, с информационных лент, из конфиденциальных источников, создают ту почву, на которой, собственно, и вырастает объективность индекса и доверие к нему. А десяток–другой, пусть даже суперпрофессионалов из числа нефтяных гигантов, не способны выполнить такой объём работ. 

 

Для понимания масштабов, которые СПбМТСБ могла бы привлечь к торгам, стоит взглянуть на «родственный» рынок фьючерсов, где величина лота в 10 баррелей вполне подъёмна для сотен, если не тысяч, игроков. Судите сами: по контракту BR-1.17 (фьючерс на марку BRENT с датой исполнения в январе 2017 года) первого декабря на Московской бирже совершено, внимание! – 215 ТЫСЯЧ сделок на сумму 109 млрд. рублей. Чувствуете разницу?

 

Если торги на СПбМТСБ ограничатся десятком, пусть даже сотней сделок в день, задача создать собственный маркер не будет выполнена. BRENT так и останется маркером, Urals – его тенью.

 

Тем не менее биржу СПбМТСБ следует поздравить с началом торгов. А что касается повышения ликвидности, то это дело поправимое. 

  Итоги биржевых сделок с основными видами нефтепродуктов позитивны. Всего реализовано на торгах 1,548 млн. тн, что на 8% больше, чем в ноябре прошлого года, а по отношению к обороту предыдущего месяца рост составил 16,2%. Заметно прибавили бензины. Возросший объём сделок относительно октября можно объяснить повышенным интересом к покупкам из-за опасения попасть под дефицит в связи с объявленным на начала года длительным ремонтом Московского НПЗ.

По оценкам трейдеров рынок обеднеет примерно на 600 тыс. тн. ФАС призывает производителей сократить по максимуму экспорт бензина, направляя избытки в резерв. Нефтяники не видят проблем с обеспечением рынка бензином, квоты на экспорт бензина не вводят, объясняя свою позицию профицитом заводских мощностей, способных чуть ли не по свистку исполнить заявки рынка.

Может, так оно и есть, дополнительные мощности вторичных процессов активно вводились на НПЗ в этом году. Высокий сезон спроса на бензин в этом году впервые пройден без помощи со стороны белорусского импорта.  За 11 месяцев этого года из Белоруссии поступило в Россию 141 тыс. тн автомобильного бензина, при том что годом ранее эта цифра составляла 605 тыс. тн.  

 a.png

Сделки с высокооктановым Аи95, возросшие относительно 2015 года почти на четверть, можно объяснить обновлением легкового автопарка страны.

 

Объёмы с дизельным топливом остались на уровне октября, но, что отрадно, выросли относительно ноября 2015 года. Более ярко оживление транспортного сегмента страны демонстрирует рост на 15% оборота с авиатопливом. 

 

Спрос на мазут на 53% вырос по сезонному фактору, а если сравнивать с ноябрём прошлого года, то изменения порядка 1,3% несущественны. 

Источники: Agro2b
среда, 27 марта 2024
вторник, 26 марта 2024
пятница, 22 марта 2024
четверг, 21 марта 2024
среда, 20 марта 2024
вторник, 19 марта 2024
понедельник, 18 марта 2024
четверг, 14 марта 2024
среда, 13 марта 2024
вторник, 12 марта 2024
понедельник, 11 марта 2024
четверг, 07 марта 2024
среда, 06 марта 2024
Все новости