Условия торговли предусматривают, что исполнение фьючерса может завершиться физической поставкой товара на условиях FOB Приморск. В этом состоит основное достоинство нового инструмента, исключающего манипуляции, присущие рынкам бумажной нефти. Объем одного контракта (один лот) составляет 1 000 баррелей, поставочная партия 720 000 баррелей (100 тыс. тн). Фьючерсы котируются в долларах США. К торгам допускаются как резиденты, так и нерезиденты.
Первый день торгов не показал ажиотажного спроса на новый инструмент. Впрочем, никто бурного старта и не ожидал. В течение дня по двум контрактам, мартовскому U37 и апрельскому U47, совершено сделок на объём 63 тыс. баррелей на общую сумму 190 млн. руб. По данным биржи в торгах приняли участие 9 компаний. Две из них – нефтяные Роснефть и Газпром нефть, остальные семь - это два трейдера (Алгоритм, Солид) и пять инвестиционно-финансовых компаний.
Маркетмейкеров, а их функции исполняет компания ЛУКОЙЛ, поддерживают в стакане двухсторонние котировки в соответствие с динамикой рынка BRENT по торгам на соседней Московской бирже, дисконтируя их на величину примерно 3,2-3,3 доллара.
Надо отметить, что и последующие два дня торгов не показали прироста. Более того, оборот на следующий день с 190 млн. сократился до 98 млн. руб., а 1 декабря – до 20 млн. руб.
Представляется, что раскрутить торговлю нефтяным фьючерсом бирже не удастся. Допущена, на наш взгляд, тактическая ошибка при выводе на рынок нового продукта: очень тяжёлый лот - 1 000 баррелей, а потому дорогой. С таким лотом для входа на торги необходимо внести в РДК депозитную маржу (гарантийное обеспечение сделки) в размере 475 тыс. руб. На один лот!
Для большинства игроков, уже участвующих в торгах подобным инструментом, такой лот неподъёмен. Он рассчитан на тяжеловесов, типа ВИНК. А ликвидность торгам придают не они, а огромное количество мелких игроков. Именно они, вбирая в себя всю информацию с параллельных рынков, с информационных лент, из конфиденциальных источников, создают ту почву, на которой, собственно, и вырастает объективность индекса и доверие к нему. А десяток–другой, пусть даже суперпрофессионалов из числа нефтяных гигантов, не способны выполнить такой объём работ.
Для понимания масштабов, которые СПбМТСБ могла бы привлечь к торгам, стоит взглянуть на «родственный» рынок фьючерсов, где величина лота в 10 баррелей вполне подъёмна для сотен, если не тысяч, игроков. Судите сами: по контракту BR-1.17 (фьючерс на марку BRENT с датой исполнения в январе 2017 года) первого декабря на Московской бирже совершено, внимание! – 215 ТЫСЯЧ сделок на сумму 109 млрд. рублей. Чувствуете разницу?
Если торги на СПбМТСБ ограничатся десятком, пусть даже сотней сделок в день, задача создать собственный маркер не будет выполнена. BRENT так и останется маркером, Urals – его тенью.
Тем не менее биржу СПбМТСБ следует поздравить с началом торгов. А что касается повышения ликвидности, то это дело поправимое.
Итоги биржевых сделок с основными видами нефтепродуктов позитивны. Всего реализовано на торгах 1,548 млн. тн, что на 8% больше, чем в ноябре прошлого года, а по отношению к обороту предыдущего месяца рост составил 16,2%. Заметно прибавили бензины. Возросший объём сделок относительно октября можно объяснить повышенным интересом к покупкам из-за опасения попасть под дефицит в связи с объявленным на начала года длительным ремонтом Московского НПЗ.
По оценкам трейдеров рынок обеднеет примерно на 600 тыс. тн. ФАС призывает производителей сократить по максимуму экспорт бензина, направляя избытки в резерв. Нефтяники не видят проблем с обеспечением рынка бензином, квоты на экспорт бензина не вводят, объясняя свою позицию профицитом заводских мощностей, способных чуть ли не по свистку исполнить заявки рынка.
Может, так оно и есть, дополнительные мощности вторичных процессов активно вводились на НПЗ в этом году. Высокий сезон спроса на бензин в этом году впервые пройден без помощи со стороны белорусского импорта. За 11 месяцев этого года из Белоруссии поступило в Россию 141 тыс. тн автомобильного бензина, при том что годом ранее эта цифра составляла 605 тыс. тн.
Сделки с высокооктановым Аи95, возросшие относительно 2015 года почти на четверть, можно объяснить обновлением легкового автопарка страны.
Объёмы с дизельным топливом остались на уровне октября, но, что отрадно, выросли относительно ноября 2015 года. Более ярко оживление транспортного сегмента страны демонстрирует рост на 15% оборота с авиатопливом.
Спрос на мазут на 53% вырос по сезонному фактору, а если сравнивать с ноябрём прошлого года, то изменения порядка 1,3% несущественны.