По итогам торгов нынешнего дня создаётся впечатление, что бензины из нейтральной позиции, характерной для конца декабря, переходят к тенденции роста. Возникает вопрос – что или какие силы и аргументы оказывают поддержку нарастающему тренду? Первое, к чему мы обычно обращаемся – это нетбэк.
Его уровень из-за налогового маневра подскочил на 2 500 - 3 000 р/тн. Дело в том, что с 1 января были понижены ставки экспортных пошлин на нефть, что уже создаёт эффект сокращения пошлин на нефтепродукты, усиленный к тому же снижением пошлины собственно на бензин. В результате спрэд между внутренними ценами и нетбэком расширился с 800 -1 200 р/тн в декабре, до 2 500 - 3 000 р/тн в январе.
Впрочем, об этом эффекте подробно изложено в рассылке от 8 декабря. Здесь же следует напомнить, что ещё в ноябре нефтяные компании взяли курс на поддержание внутренних цен на уровне нетбэка и от этого принципа формирования биржевых цен вряд ли отступятся.
Второй по значимости фактор, предопределяющий повышательный тренд – это почти взрывной рост цен нефти для переработки на НПЗ, из-за которого маржа НПЗ и без того крайне низкая, о чем предупреждали производители в 2016 году, ушла в отрицательную зону. По сути переработка для нефтяных компаний стала в 2017 году убыточной.
Сравните, в январе цена нефти для переработки на НПЗ страны составила 18 300 -18 500 против 9 700 - 9 800 р/тн годом ранее. Удорожание чуть ли не вдвое. Естественно, нефтяники требуют сатисфакции, то есть адекватного роста биржевых цен. Иначе экономика не складывается.
Примерно такая же ситуация и такие же мотивы формируют ценовые тенденции в сегменте дизельного топлива. Скачок нетбэка вверх, его причины такие же, как и на бензине, формируют потенциал роста цен на летние и межсезонные сорта к уровню 36 000 р/тн. В сегменте зимних классов – также к уровню 36 000 р/тн, но с потенциалом на понижение с нынешних высот около 41 000 р/тн.
Завершая тему прогнозов по остальным видам топлива, приводим диаграммы ценовых соотношений в сегментах авиакеросина и мазута.