Во вторник на рынок пришла коррекция. Вспыхнувшие на первой торговой неделе года бензиновые индексы вернулись по итогам второй недели торгов в исходное положение.
Что это было?! Растиражированная новость о длительном ремонте Московского НПЗ, осознание рынком угрозы ценам от снижения экспортных пошлин из-за завершающей стадии налогового маневра или чисто коммерческий интерес нефтяных компаний компенсировать удорожание себестоимости переработки от усиленного в 2017 году налогового пресса в части НДПИ? Однозначного ответа дать невозможно. Полагаю, все три фактора с различной долей влияния выталкивали биржевые индексы вверх.
Однако активный рост цен, а его темпы на первой неделе года составили 3%, натолкнулся на стену вялого сезонного спроса на автомобильный бензин. К тому же низкая маржинальность АЗС, а она близка к зоне убыточности бизнеса, которая оценивается как спрэд между стелой АЗС и ценой мелкооптового рынка, опустилась ниже 10%. В таких условиях владельцы независимых АЗС вынуждены либо прекращать торговлю убыточным товаром, либо искать пути удешевления его себестоимости.
Совсем недавно новостные ленты пестрили сообщениями о том, что на 20-градусном морозе, посетившем центральные области России и Москву в том числе, дизельные моторы не заводятся, топливо замерзает, превращается в кашу. Причина не в том, что заводы выпускают топливо плохого качества, а в том, что владельцы АЗС вместо дорогого и морозостойкого дизеля закупают для реализации дешёвую межсезонку. Межсезонка обеспечивает АЗС маржу порядка 20%, а вот если завести на АЗС настоящее зимнее топливо, то маржа (соседняя диаграмма) уйдёт в нулевую зону.
В качестве примера ниже представлена диаграмма маржинальности розничного бизнеса на московских АЗС по видам топлива в 2016 году. В качестве розничных цен мною приняты данные еженедельного мониторинга от Московской топливной ассоциации, в качестве мелкооптовых - прайс Володарской ЛПДС.
Ответы на вопросы, как сильно и долго будут валяться цены бензина и где дно, можно лишь предположить на основе поведения нетбэка. Пока внешние рынки остаются для производителей более предпочтительными. Нетбэк, если нефть закрепится на уровне $55-$57/барр, будет превышать биржевые индексы примерно на 3 000 р/тн.
А опыт осенних торгов показывает, что производители умеют сокращать спрэд до 1 000 р/тн и даже выводить внутренний рынок в премиальную зону. Так что нынешняя диспозиция биржевых цен перед нетбэк предполагает возобновление роста с большей вероятностью, чем продолжение спада. Естественно, для этого нужно оживление внутреннего спроса, что проявится ближе к концу зимы. А пока сохраняется неопределённость.
В сегменте дизельного топлива интрига отсутствует. Здесь поведение биржевых цен предсказуемо. Цены сделок с летними и межсезонными сортами соотносятся с нетбэком, а потому потенциал роста цен на летние сорта невелик. А вот цены на межсезонные сорта в ближайшие дни пойдут, и довольно интенсивно, вверх. Излом зимы, а это 19 января, переключает интерес покупателей от зимних классов топлива к межсезонным. Следующая неделя, полагаю, пройдёт под знаком встречного движения цен зимних классов и межсезонных сортов. Встретятся они не скоро, в конце марта, а вот на каком уровне, нам знать не дано.