Пятидневная коррекционная фаза в сегменте бензина, сопровождающаяся ежедневным снижением, завершилась сегодня отскоком вверх. Бензин Аи95 подорожал по Национальному индексу на 227 р/тн, Аи92 – на 113 р/тн. Что это, задаются брокеры вопросом, разворот на понижение или случайный всплеск. Полагаю, что покупатели в большинстве своём восприняли опустившиеся на прошлой неделе бензиновые цены как некое локальное дно и активизировали покупки, слегка разогнав цены.
Предстоящие торги будут сопровождаться импульсивностью, хотя общий настрой известен и понятен, тренд ожидается растущим, энергия роста заложена премиальностью экспорта над внутренними ценами и желанием производителей вывести маржу переработки из убыточной зоны. Здесь могут быть применены как усиление экспорта, так и сокращение производства.
В целом следует отметить, что нефтяная отрасль вошла в пору переформатирования. За счёт сокращения экспортных пошлин у нефтяных компаний резко повышается мотивация к экспорту сырой нефти и настолько же, но уже с отрицательным знаком, сокращается прибыльность переработки нефти для внутреннего потребления.
То есть внутренний рынок для нефтяников ставится обузой. Кажется, дай волю нефтяным компаниям и многие из них, особенно из числа не успевших вовремя перевести свои НПЗ на безмазутовое производство, готовы с чувством облегчения избавиться от нерентабельного бизнеса.
Проблема внутреннего рынка заключается в ножницах цен. Оптовые цены формирует рынок на бирже СПбМТСБ, а розничный рынок, как бы не гуляли оптовые цены, регулируется по принципу "инфляция минус".
Действительно, нефтяные компании укладываются в инфляционный коридор.
При инфляции порядка 11%-12% в 2014-2015 гг. темпы роста цен на бензин не превысили 8%, а прошедший год, несмотря на крупный акцизный рост, который мог бы привести к удорожанию литра бензина на 4 рубля, в итоге ограничился ростом в два раза ниже – на 0,5-1,8 руб. в зависимости от марки бензина. (В качестве исходных данных для расчётов нами приняты данные мониторинга розничных цен антимонопольной службой, годовая инфляция – по отчётам Росстата).
Претензий к практике контроля со стороны государства за поведением розничных цен нет. Ведь цена на АЗС – это уже социальный показатель подобно ценам на газ, на электричество, на сахар или гречневую крупу.
Но возникает другая проблема – ножницы вымывают сети независимых АЗС. Этот вид бизнеса, в отличие от ВИНК, где центр прибыли в зависимости от обстоятельств можно легко перевести из оптового звена в розничную сеть или из розницы в опт, довольно чувствителен к росту биржевых оптовых цен, поскольку у него всего один центр рентабельности – это собственно АЗС.
Обычно проблемы у него возникали как правило в летнюю пору, когда сезонность высокого спроса разгоняла оптовые цены до розничных. Но в остальное время года розничная маржа возвращалась в комфортный для владельцев АЗС уровень, порядка 20%, а порой и 30%. Правда, сверхвысокая маржинальность приходилась на зимние месяцы, когда реализация, или на слэнге продавцов "пролив", мизерная. А в среднем по году маржинальность розничной торговли бензином Аи92 держится на уровне 14-16%. Точнее держалась в 2015-2016 гг.
Новая конфигурация экспортных пошлин выведет розничную торговлю в убыточную зону надолго, на весь год.
Сами продавцы оценивают убыточность тогда, когда маржа розницы сокращается ниже 10%. Эта зона помечена на диаграмме жёлтым цветом. Обращаю внимание, маржа – это не прибыль, а лишь разность между ценой топлива на ближайшей нефтебазе и ценой на стеле АЗС. Если же извлечь из маржи затраты на доставку топлива от нефтебазы до АЗС, на арендную плату, операционные расходы, то прибыль приближается к нулевой отметке.
Похоже эта нулевая отметка задержится надолго. Это означает, что независимые АЗС вынуждены будут продавать бизнес ВИНКам, либо пойти по пути удешевления себестоимости товара за счёт контрафакта, что в любом случае приведёт в тупик.
Как бы цинично не звучал наш вывод, но рядовой автомобилист не почувствует дискомфорта от сокращения количества независимых АЗС. Точно так же как не почувствовал рядовой потребитель сокращения безумного количества ларьков с непонятным качеством товара и переклеенными этикетками. Крупные сетевые компании с заметно более высоким качеством круглосуточного обслуживания вытеснили ларьки.
А недобросовестные продавцы ушли с поддельными коньяками и виски в интернет-подвалы, с боярышником в аптечную сеть. Не хотел бы сравнивать ларьки с АЗС, но ведь не редко ещё можно прочитать о том, что "мотор стуканул" или "не заводится на морозе". К тому же проверки качества топлива на АЗС, инициированные президентом в 2016 году, выявили не самую радостную картину в части качества.
За прошедшие годы становления нефтяного рынка все регионы покрылись сетями АЗС вертикально-интегрированных компаний. ВИНКи без проблем справятся с дополнительным наплывом клиентов и будут, полагаю, только приветствовать процесс.