КУРС ЦБ $ USD 93,2519 EUR 99,3648
00:00:00  00.00.0000
Москва 0 , 0м/с
Цены на бензин и дизель, 23.01.17
Российский топливный рынок. Ежедневный обзор. 23 января 2017

Пятидневная коррекционная фаза в сегменте бензина, сопровождающаяся ежедневным снижением, завершилась сегодня отскоком вверх.  Бензин Аи95 подорожал по Национальному индексу на 227 р/тн, Аи92 – на 113 р/тн. Что это, задаются брокеры вопросом, разворот на понижение или случайный всплеск. Полагаю, что покупатели в большинстве своём восприняли опустившиеся на прошлой неделе бензиновые цены как некое локальное дно и активизировали покупки, слегка разогнав цены.

 

Предстоящие торги будут сопровождаться импульсивностью, хотя общий настрой известен и понятен, тренд ожидается растущим, энергия роста заложена премиальностью экспорта над внутренними ценами и желанием производителей вывести маржу переработки из убыточной зоны. Здесь могут быть применены как усиление экспорта, так и сокращение производства.

 

В целом следует отметить, что нефтяная отрасль вошла в пору переформатирования. За счёт сокращения экспортных пошлин у нефтяных компаний резко повышается мотивация к экспорту сырой нефти и настолько же, но уже с отрицательным знаком, сокращается прибыльность переработки нефти для внутреннего потребления.

То есть внутренний рынок для нефтяников ставится обузой. Кажется, дай волю нефтяным компаниям и многие из них, особенно из числа не успевших вовремя перевести свои НПЗ на безмазутовое производство, готовы с чувством облегчения избавиться от нерентабельного бизнеса.

 

Проблема внутреннего рынка заключается в ножницах цен. Оптовые цены формирует рынок на бирже СПбМТСБ, а розничный рынок, как бы не гуляли оптовые цены, регулируется по принципу "инфляция минус".

 

Действительно, нефтяные компании укладываются в инфляционный коридор.

При инфляции порядка 11%-12% в 2014-2015 гг. темпы роста цен на бензин не превысили 8%, а прошедший год, несмотря на крупный акцизный рост, который мог бы привести к удорожанию литра бензина на 4 рубля, в итоге ограничился ростом в два раза ниже – на 0,5-1,8 руб. в зависимости от марки бензина. (В качестве исходных данных для расчётов нами приняты данные мониторинга розничных цен антимонопольной службой, годовая инфляция – по отчётам Росстата).

w.png
Претензий к практике контроля со стороны государства за поведением розничных цен нет.  Ведь цена на АЗС – это уже социальный показатель подобно ценам на газ, на электричество, на сахар или гречневую крупу.

 

 

Но возникает другая проблема – ножницы вымывают сети независимых АЗС. Этот вид бизнеса, в отличие от ВИНК, где центр прибыли в зависимости от обстоятельств можно легко перевести из оптового звена в розничную сеть или из розницы в опт, довольно чувствителен к росту биржевых оптовых цен, поскольку у него всего один центр рентабельности – это собственно АЗС.

Обычно проблемы у него возникали как правило в летнюю пору, когда сезонность высокого спроса разгоняла оптовые цены до розничных. Но в остальное время года розничная маржа возвращалась в комфортный для владельцев АЗС уровень, порядка 20%, а порой и 30%. Правда, сверхвысокая маржинальность приходилась на зимние месяцы, когда реализация, или на слэнге продавцов "пролив", мизерная. А в среднем по году маржинальность розничной торговли бензином Аи92 держится на уровне 14-16%.  Точнее держалась в 2015-2016 гг.

Новая конфигурация экспортных пошлин выведет розничную торговлю в убыточную зону надолго, на весь год.
e.png

Сами продавцы оценивают убыточность тогда, когда маржа розницы сокращается ниже 10%. Эта зона помечена на диаграмме жёлтым цветом. Обращаю внимание, маржа – это не прибыль, а лишь разность между ценой топлива на ближайшей нефтебазе и ценой на стеле АЗС.   Если же извлечь из маржи затраты на доставку топлива от нефтебазы до АЗС, на арендную плату, операционные расходы, то прибыль приближается к нулевой отметке.

 

Похоже эта нулевая отметка задержится надолго. Это означает, что независимые АЗС вынуждены будут продавать бизнес ВИНКам, либо пойти по пути удешевления себестоимости товара за счёт контрафакта, что в любом случае приведёт в тупик.

 

Как бы цинично не звучал наш вывод, но рядовой автомобилист не почувствует дискомфорта от сокращения количества независимых АЗС. Точно так же как не почувствовал рядовой потребитель сокращения безумного количества ларьков с непонятным качеством товара и переклеенными этикетками. Крупные сетевые компании с заметно более высоким качеством круглосуточного обслуживания вытеснили ларьки.

А недобросовестные продавцы ушли с поддельными коньяками и виски в интернет-подвалы, с боярышником в аптечную сеть. Не хотел бы сравнивать ларьки с АЗС, но ведь не редко ещё можно прочитать о том, что "мотор стуканул" или "не заводится на морозе". К тому же проверки качества топлива на АЗС, инициированные президентом в 2016 году, выявили не самую радостную картину в части качества.

 

За прошедшие годы становления нефтяного рынка все регионы покрылись сетями АЗС вертикально-интегрированных компаний. ВИНКи без проблем справятся с дополнительным наплывом клиентов и будут, полагаю, только приветствовать процесс.

Итоги торгов Российский топливный рынок. Ежедневный обзор. 23 января 2017 г.
Источники: Agro2b
пятница, 19 апреля 2024
четверг, 18 апреля 2024
среда, 17 апреля 2024
вторник, 16 апреля 2024
вторник, 09 апреля 2024
понедельник, 08 апреля 2024
пятница, 05 апреля 2024
четверг, 04 апреля 2024
среда, 03 апреля 2024
понедельник, 01 апреля 2024
среда, 27 марта 2024
вторник, 26 марта 2024
пятница, 22 марта 2024
Все новости