Дорожающая нефть настолько укрепила рубль, что вызвала недовольство не только у экспортёров (а основные экспортёры в России кто?), но и у Минфина и Центробанка.
Сегодня на сайте Минфина подробно изложены цель и процедура изъятия с рынка избыточной валютной массы. Цитирую: "В целях повышения стабильности и предсказуемости внутренних экономических условий и снижения влияния изменчивой конъюнктуры рынка энергоносителей на российскую экономику и государственные финансы Минфин России с февраля 2017 года будет осуществлять операции по покупке/продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Для совершения данных операций Минфин России будет привлекать Банк России".
В случае превышения цены на нефть марки Юралс свыше $40/барр дополнительные нефтегазовые доходы выкупит Минфин на бирже и направит в Резервный фонд. А в случае снижения цены барреля ниже $40 Минфин будет продавать валюту. Такой подход – отмечается в письме Минфина – "в сущности представляет собой реализацию механизма минимизации влияния изменчивости нефтяных цен на внутренние экономические условия".
Есть и ещё один мотив, про который Минфин в письме не упомянул – это необходимость, пока цены на нефть дают такую возможность, пополнить Резервный фонд, который по состоянию на 1 января 2017 года практически исчерпан.
На диаграмме представлены связь нефтяных цен и объёма резервов на периоде, охватывающем первый нефтяной кризис 2008 года и второй нефтяной кризис, наступивший в 2014 году и до сих пор продолжающийся.
Первый, так называемый ипотечно-финансовый кризис, обрушил за полгода мировые цены на нефть со $130 до $40, что вынудило правительство из-за оттока финансовых средств за два года облегчить финансовый резерв на 80%, до $25 млрд.
Восстановившиеся после первого кризиса цены вновь помогли надуть кислородную подушку до $90 млрд, но в 2014 году случился второй, так называемый сланцевый кризис, да, пожалуй, и не кризис, а новая реальность, при которой цена нефти уже никогда не поднимется к 100-долларовым вершинам. За два с половиной года, последующими за обвалом цен, Резервный фонд похудел на $75,7 млрд, до $16 млрд. Такой резерв, а его доля опустилась до 1,1%, к ВВП не предполагает продолжения жизни, этого может хватить только на похороны, да и то только на скромные. Вот почему принятое Минфином решение архисвоевременно и архиактуально. Кстати, Минфин подсчитал, что дополнительные поступления при 50-долларовой средней цене нефти составят порядка $17 млрд.
Биржа СПбМТСБ
Торги на бирже, точнее их итоги, не изменили тренда, сформировавшегося в начале недели. Цены на бензин и на зимний дизель убывают, авиакеросин и мазут пребывают в нейтральной зоне, а дорожает лишь только межсезонное дизельное топливо. О причинах такого поведения мы сообщали ранее.
В сегменте бензина рынок столкнулся с его избытком над реальным спросом, хотя энергия роста цен сохраняется в виде превышения нетбэка над биржевыми индексами. И этот спрэд с первых дней января держится около 3 000 р/тн с небольшими локальными отклонениями в ту или иную сторону. В целом биржевые индексы на бензин после январского взлёта вернулись к уровням конца декабря 2016 года. Опустятся ли ниже? – полагаю, опустятся. Слабая конъюнктура спроса будет тянуть бензиновые индексы вниз, хотя нефтяные компании могут сократить выпуск бензина до необходимого количества, ликвидировать избыток, вернуть цены в нужный диапазон. О планах производства нефтяных компаний в феврале мы узнаем и сообщим читателям, полагаю, в понедельник или, максимум, во вторник следующей недели.
В сегменте дизельного топлива нетбэк установился в январе на среднем значении около 36 500 р/тн. Цены биржевых сделок с летними сортами дизеля порядка 34 500 р/тн (по Территориальному индексу EVR) ниже нетбэк на 2 000 р/тн, что обусловлено крайне низким по сезону спросом. А вот спрос на межсезонные сорта только растёт, что толкает цены вверх. К нынешнему дню они установились на уровне 35 700 - 36 000 р/тн и продолжат нарастать и опережать нетбэк. А зимние классы дешевеют день ото дня с темпами спада - 150-200 р/тн в день.
Источник фото: fuelservice.ru, b-port.com