Биржа на неделе не дала повода выделить какое-либо событие, выпадающее из общего ряда и требующего комментария. Торги проходили в обычном, уже устоявшемся режиме.
Цены сделок с бензином продолжали корректироваться на понижение. Интрига, связанная с необычным для января всплеском биржевых индексов, а они взлетели на первой послепраздничной неделе более чем на 3%, разрешилась последующим двухнедельным спадом к уровням, от которых индексы стартовали.
Как оказалось, продавцы бензина столкнулись с заполненными под завязку нефтебазами, сливать уже некуда, а реализация на АЗС традиционно самая низкая по году. Этот эффект регистрирует и ЦДУ ТЭК. Производители, как регистрирует диаграмма, с первых дней декабря сокращают производство и поставки бензина на внутренний рынок, пытаясь выйти на баланс со спросом, но потребление съёживается быстрее, из-за чего растут остатки на НПЗ и нефтебазах.
Продолжительность спада бензиновых индексов предсказать невозможно. Подталкивать цены вверх будут такие факторы, как вывод на плановый ремонт с первого февраля установки первичной переработки нефти Московского НПЗ, что на две трети сократит мощность завода. Лишний бензин производители могут отправить на экспорт.
Это направление даёт премию к внутренним ценам порядка 3 000 р/тн. Наконец, производители могут сократить выпуск бензина, но на склад работать не будут. С другой стороны, вялое потребление бензина будет по-прежнему сдерживающим фактором.
Обращаясь к архивам прошлых лет, можно выделить, что февраль остаётся для рынка розничного бензина мертвым сезоном, оживление спроса и соответственно цен начинается в последних числах февраля.
В сегменте дизельного топлива ситуация разворачивается по уже многократно разыгранному сценарию. Зимние классы, начиная с января, день ото дня дешевеют, межсезонные сорта с такими же темпами дорожают, а уже в конце марта все три климатических вида – зимнее, межсезонное и летнее встречаются на уровне, близком к нетбэк.
За прошедшую неделю зимние классы подешевели (по Национальному индексу) на 1 030 р/тн, межсезонные сорта подорожали на 530 р/тн. В начале недели спрэд между сортами составил 4 780 р/тн, в конце сократился на 1 760 р/тн, до 3 020 р/тн, а далее процесс сближения продолжится.
Авиакеросин, частично используемый в качестве добавки к дизельному топливу для улучшения морозостойкости, испытывает, как зимние классы дизеля спад интереса к покупкам. Сократили закупки и авиакомпании после завершения новогоднего цикла активности пассажирских перевозок. Оба этих фактора и придавили за две недели керосиновые цены на 4,5% вниз (по Национальному индексу).
Цены на мазут следуют строго в кильватере нетбэк с небольшим отрицательным спрэдом, порядка 500 р/тн, и ничто не изменит их поведение в обозримой перспективе.
В отличие от биржи, новости в части последствий принятого налогового маневра уже отыграны. Самой обсуждаемой новостью недели стало сообщение Министерства финансов о начале программы выкупа на бирже валюты, поступившей на рынок при реализации российской нефти свыше заложенной в бюджет цены $40/барр, а также продажи валюты на бирже, если баррель подешевеет ниже $40. Некий аналог бюджетного правила, призванного отвязать колебания рубля от непредсказуемых колебаний нефти, а заодно нарастить финансовый резерв.
А он, как регистрирует Центробанк по состоянию на 1 января 2017 года похудел до $16 млрд, что чуть выше плинтуса. При том что перед началом сланцевого кризиса, обрушившего нефть во второй половине 2014 года, Центробанк насчитывал в Резервном фонде страны $90 млрд. Связь между мировыми ценами на нефть и объёмом Резервного фонда представлена на диаграмме.
"Тощие" два с половиной года вынули из копилки $74 млрд. Но ведь никто не даст гарантию, что они остались в прошлом. Можно лишь с большой долей уверенности утверждать, что "жирные" годы, когда нефть торговалась по $100 и выше, уже не вернутся. Баланс цен вырисовывается на значениях $50 – $60/барр. Снизу цены вверх будут подталкивать совместные усилия стран ОПЕК по сокращению добычи нефти, а сверху в качестве ограничителя выступят сланцевые производители. Для большинства из них цена 60 долларов за баррель вполне комфортабельна.
Поэтому пока нефть выше 40-долларовой, нужно воспользоваться моментом и наполнить насколько это возможно кислородную подушку страны. Если экспорт сохранится на уровне 235 млн тн, а средняя цена нефти по году составит $50/барр, то по оценке Минфина дополнительные поступления в бюджет составят порядка $17 млрд.
Известная в финансовых кругах формула "какая нефть, такой и рубль" претерпит изменение до "какую нефть заложат в бюджет, такому и быть рублю". Рубль, точнее курс доллара заложен Минфином в расчёт бюджета 2017 года как 67,5 рублей за американский доллар при цене барреля $40. В какую вилку загонит Центробанк доллар пока неясно. Но не обойдётся, полагаю, без уже устоявшейся ранее константы, связывающей цену нефти и курс доллара – 3 300 руб/барр. В этом случае при цене марки Юралс $50 - $55/барр коридор доллара уложится в диапазон от 60 до 66 руб/$.