Индексы биржевых цен на нефтепродукты свидетельствуют об избытке товара на внутреннем рынке. Сегодня бензин, как и вчера, подешевел в среднем на 80 р/тн.
Снижение продемонстрировали практически все НПЗ, за исключением НПЗ Лукойла, на которых компания установила оптовые цены чуть ли не месяц назад и не реагирует на изменчивость цен по другим базисам. Стабильность – показатель профессионализма, вероятно, под таким лозунгом компания установила ценовые приоритеты.
Сопоставляя поведение биржевых цен на бензин и экспортных паритетов, всё более складывается ощущение, что биржевые цены продолжат мягкий спуск в течение всего марта, а, возможно, и апреля.
Во-первых, на тенденцию спада нетбэк, продолжающуюся весь февраль, биржевые индексы практически не отреагировали. И это понятно. На экспортный паритет бензин хоть и реагирует, но в отличие от дизеля и мазута, более привязан к внутренней конъюнктуре, а не к нетбэк. А внутренняя конъюнктура в период с марта по апрель обычно вялая.
Ниже представлены графики поведения биржевых территориальных индексов на бензин Аи95 в 2014, 2015 и 2016 гг. Все три года отличаются относительно ровной, почти горизонтальной траекторией поведения цен сделок с бензином. Почему же этот год должен стать исключением?
Внутренний спрос хоть и вырос за три года, но не настолько радикально, чтобы оживить и заметно изменить модель поведения внутренних цен. Не изменился климатический фактор. Спрос ещё не проснулся, а запасы бензина только растут, поскольку НПЗ ещё не вышли на максимум весенних ремонтов.
И, наконец, придать импульс бензиновым ценам мог бы рост цен на сырьё, но последние события и прогнозы не настолько оптимистичны, чтобы их принять во внимание.