КУРС ЦБ $ USD 93,2519 EUR 99,3648
00:00:00  00.00.0000
Москва 0 , 0м/с
Цены на бензин и дизель, 24.04.17 - 28.04.17
Российский топливный рынок. Ежедневный обзор. 24 апреля - 28 апреля 2017
Подписаться на новости

По информации топливного сервиса "Алгоритм", прошедшая неделя не ознаменовалась яркими событиями на рынке нефти и нефтепродуктов. Мировые цены на нефть из-за неуверенности игроков рынка в продлении соглашения "ОПЕК+11" на вторую половину года демонстрировали понижательную динамику с $55,5 до $51,5 за баррель.

Биржевые индексы на бензин и дизельное топливо незначительны, но прибавляли день ото дня. Бензин марки Аи92 за апрель подорожал на НПЗ (по национальному индексу) на 1 000 р/тн, с 40 100 до 41 100 р/тн, высокооктановый Аи95 – на 600 р/тн, с 41 900 до 42 500 р/тн. Разгон ценам в апреле дали сомнения участников торгов в способности ВИНКов насытить рынок в связи с одновременным выводом на ремонт Астраханского, Ачинского, а во второй половине мая и Комсомольского НПЗ. Страхи оказались преждевременными. Согласно опубликованным накануне биржевым планам-заданиям, бензина в мае отечественные НПЗ произведут на 240 тыс. тн больше, чем в апреле. Обычно в прогнозах на предстоящий месяц мы обращались к статистике прошлых лет. Повторяемость из года в год характера поведения ценовых индексов на бензин позволяла довольно сносно заглянуть в будущее. Но этот год ломает традицию.

На примере 2015-2016 гг. перестройка биржевых цен под вновь усиленные акцизно-налоговые ставки проходила в первые три месяца, с января по март, а апрель характеризовался относительной стабильностью бензиновых индексов.

В нынешних обстоятельствах производители не допустили осенне-зимний спад биржевых цен, удерживая внутренние цены на уровнях, близких к нетбэк. Впрочем, и сегодня цены внутреннего рынка бензина выше паритетных. Допускаю, что май будет пройден относительно мягко.

Итоги биржевой торговли в апреле несколько озадачивают. На 15% сократился объём продаж. Всего реализовано 1,448 млн. тн основных видов нефтепродуктов – бензина, дизеля, мазута, авиакеросина, против 1,692 в марте. Даже с учётом того обстоятельства, что апрель на два рабочих дня короче марта, отрицательная динамика сохраняется. В чём причина, неясно, требует изучения, но спад продаж отмечается практически по всем базовым позициям биржи: бензин Аи95 – минус 5% от марта (193,22 тыс. тн), бензин Аи92 – минус 26% (370,70 тыс. тн), дизельное топливо – минус 21% (428,12 тыс. тн). Прибавка оборота отмечена лишь в сегментах авиакеросина – плюс 7% (213,5 тыс. тн) и мазута – плюс 13% (147,2 тыс. тн). Здесь нужно сделать оговорку – представленные цифры учитывают лишь сделки с товаром в основную торговую сессию, а объёмы сделок, совершённые в дополнительную 15-минутную сессию, в расчёт не принимались.

В трейдерском сообществе обсуждается тема зависимости биржевых цен сделок с дизельным топливом от базиса поставки. Цена, утверждают трейдеры, на базисе поставки "франко-труба" выше, чем при отгрузке по железной дороге.    

Мы решили проверить это утверждение по данным апреля 2017 года. Частично претензии трейдеров подтверждаются. Ниже представлены диаграммы цен сделок на четырёх заводах (группы заводов) – Уфимская, Самарская, Рязанский, Нижегородский.

Базис "франко-труба" появился по просьбе трейдеров и по рекомендации ФАС в начале 2016 года. Прокачки топлива по трубе дешевле, чем услуги железной дороги. Например, прокачка по системе Транснефтепродукт от Самары до подмосковной Володарской ЛПДС обойдётся в 1 120 р/тн, а по ж/д – 2 220 р/тн. От Уфы тариф по трубе потянет на 1 760 р/тн против 3 100 по ж/д.

Естественно, такой базис востребован не только нефтяными компаниями, обеспечивающими свои региональные сбыты трубой, но и трейдерами.

Нефтяники ответили на рекомендацию ФАС положительно, но формально. Объёмы, предлагаемые по трубе крайне малы, просто ниже некуда – в основном по 100 в сессию, да и не каждый день. Редко выскочит сделка на 200, 300 или 400 тн. А сделок с объёмом более 400 тн не замечено за всю историю "трубы".

По этому же принципу – как бы отвязаться от требований ФАС – выстраивается на ряде НПЗ и ценовая политика. На одном и том же заводе, на один и тот же товар цена "в трубе" выше, чем "на вагоне". Где, скажите, в цивилизованном сообществе можно ещё такое увидеть. Логики никакой, но она, полагаю, есть – это врождённая скаредность, мелочная выгода тех, кто на ценовой разнице тарифов трубы и ж/д пытается отжать лишний рубль, а на самом деле устраивает цирк с ролью клоуна.

На Уфимской группе среднее превышение трубной цены от железнодорожной составляет 500 р/тн, на Самарской – 100 р/тн, на Рязанском НПЗ – 200 р/тн. Нет претензий к НОРСИ и ЯНОСу – здесь базисы равноценны. 

Фото: old.specagro.ru, fuelbroker.ru 

 

 

 

 

 

 

Источники: Agro2b
пятница, 19 апреля 2024
четверг, 18 апреля 2024
среда, 17 апреля 2024
вторник, 16 апреля 2024
вторник, 09 апреля 2024
понедельник, 08 апреля 2024
пятница, 05 апреля 2024
четверг, 04 апреля 2024
среда, 03 апреля 2024
понедельник, 01 апреля 2024
среда, 27 марта 2024
вторник, 26 марта 2024
пятница, 22 марта 2024
Все новости