Белгородская область – субъект Российской Федерации, расположена в юго-западной части России в 500-700 км к югу от Москвы. Граничит на северо-востоке с Курской и Воронежской областями, на юге – с Украиной.
Высокоразвитый индустриально-аграрный регион, экономика которого опирается на добычу и переработку железной руды Курской магнитной аномалии – Стойленский, Лебединский ГОКи, Оскольский металлургический комбинат.
В сельском хозяйстве климат и чернозёмы выводят регион в лидеры по производству пшеницы и мяса.
Население – 1,5 млн. человек (30-е место в рейтинге регионов), площадь – 27 тыс. кв. км (67-я позиция), валовой региональный продукт (ВРП) – 690 млрд. руб., 27-я позиция, а в пересчёте на душу населения – 5-я по стране!
По информации топливного интегратора "Алгоритм", емкость региона:
– автомобильного бензина в 2016 году поставлено в регион 361 тыс. тн, с относительной долей 0,10%,
– по дизельному топливу – 270 тыс. тн, 0,07%.
Поставки топлива в регион осуществляются тремя нефтяными компаниями: Роснефть с долей 60%, Лукойл – 30%, Газэнергосеть – 9%, прочие – 1%.
Естественно, что ценовую политику на мелкооптовом рынке задаёт доминирующая на рынке Роснефть.
Прослеживая поведение оптовых цен в регионе, можно с некоторой уверенностью заглянуть на шаг вперёд.
В качестве основы нами выбраны цены сделок на бирже СПбМТСБ, скорректированные на величину транспортного тарифа. Для поставок бензина из Самары ЖД-тариф принят равным 2 790 р/тн, из Нижегородского НПЗ Лукойла – 2 630 р/тн.
Общая картина понятна – мелкооптовый рынок в Белгородской области повторяет поведение цен поставщиков на биржевой площадке.
В середине июня начался спад биржевых цен. К нынешнему дню биржевые цены подешевели на 600-700 р/тн, но нефтебазы региона заполнены ещё дорогим бензином, закупленным до начала спада биржевых индексов. Расчёты показывают, что временной лаг между датой изменения биржевых цен и датой реакции на это изменение в мелкооптовом сегменте рынка составляет для Белгородской области порядка трёх недель.
В ближайшие дни мы можем видеть начало снижения цен на нефтебазах региона. А пока цены на нефтебазах основных поставщиков в регионе держатся на максимуме: 46 300 - 46 500 р/тн.
К максимуму подошли и розничные цены. Средняя цена одного литра Аи92 в январе по мониторингу Росстат составила 35,41 руб., а к началу июля выросла до 36,96 руб., прибавив за полгода 4,4%. Потенциал роста сохраняется, маржинальность розницы невелика, около 7%. Но будет ли реализован, неясно. Лимит роста розничных цен в 4% выбран.
Биржа СПбМТСБ
Цены сделок с бензином третий день как продолжили спад, но темпы при этом сокращаются. Аи95 подешевел в среднем сегодня на 90 р/тн, до 43 330 р/тн, Аи92 – на 80 р/тн, до 42 030 р/тн. Спад был бы ещё круче, но его сдерживает дорожающий из-за остановки Сургутского ЗСК бензин в Сибири. Сделки с Аи92 на Ангарской НКХ подорожали на 130 р/тн, на Ачинском НПЗ – на 160 р/тн, на Омском НПЗ – на 140 р/тн. Пока нет признаков того, что ситуация с избытком предложений и тренды могут поменяться.
Продолжают резко валиться индексы на дизельное топливо. За неделю топливо подешевело с 37 000 до 36 300 р/тн. Премиальность российского рынка к экспортному паритету сократилась с 3 000 р/тн до 1 400 р/тн. Вероятно, тенденция спада продолжится некоторое время до тех пор, пока производители не повернут ресурсы, избыточные для внутреннего рынка, в экспортном направлении. А процесс этот, связанный с согласованием графиков экспорта, не быстрый.