4 сентября 2014 года в Кемерово состоялась пресс-конференция, на которой представители правоохранительных органов и представители предприятий-производителей, являющиеся участниками Кузбасского алкогольного союза, обсудили состояние алкогольного рынка региона.
Отмечено, что проблемы алкогольного рынка имеют системный характер и в долгосрочной перспективе оказывают существенное влияние на состояние экономики региона в части сбора акцизов и обеспечения занятости населения, потребительском рынке и представленности кузбасских товаропроизводителей.
С отчетом о проделанной работе в течении 1 полугодия 2014 года выступила Анастасия Танасюк, председатель Кузбасского алкогольного союза (далее КАС) и отметила, что ключевой задачей КАС на 1 полугодие являлось обеспечение роста представленности кузбасского алкоголя в сетевой и несетевой рознице*. В результате проводимых Кузбасским алкогольным союзом мероприятий был зафиксирован рост представленности продукции местного производства в несетевой рознице по региону в среднем с 38 % на январь 2014 года до 45 % в августе 2014 года. Позитивная динамика наблюдается в Ленинск-Кузнецке, Новокузнецком районе, Березовском, Прокопьевске. Наименее представлена продукция кузбасских производителей в таких территориях как Междуреченск, Мыски, Осинники. Представленность кузбасского производителя в торговых сетях увеличилась с 30 % до 39 %. Наиболее представлен кузбасский производитель в таких торговых сетях как «Бегемот», «Пенсионер», «Континент вкуса», «Чибис», «Кора/Палата». По-прежнему, низкий процент представленности в таких сетях как «Монетка», «Метро», «Ярче», «Мария-РА». Отмечена эффективность проводимых мероприятий как по росту представленности, так и по выявлению нарушений в торговых точках, а также оперативное и конструктивное взаимодействие КАС и правоохранительных органов по вопросу контрафактной продукции. По словам Алексея Филичкина, начальника управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Кемеровской области, за 2014 год правоохранительными органами проведено более 2500 проверок, выявлено более 2000 нарушений, наложено штрафов на сумму более 5 млн рублей. Из незаконного оборота изъято 85 тысяч литров алкогольной продукции. Также в г. Кемерово был остановлен подпольный цех по производству нелегального алкоголя. Исследования подтвердили, что продукция, выпускавшаяся незаконно, представляла опасность для жизни и здоровья людей. По данному факту было возбуждено уголовное дело.
По оценкам, объем нелегального рынка составляет до 65 %- это прямое следствие акцизной политики. Местные производители на протяжении всего полугодия теряют в загрузке производственных мощностей- падение производства на предприятиях составило 35 %.
Но проблема контрафактной продукции носит системный характер, необходим комплексный подход к ее решению, консолидация всех участников рынка и законодательной и исполнительной власти.
В пресс-конференции приняли участие:
Танасюк Анастасия Викторовна
Председатель некоммерческой организации «Кузбасский алкогольный союз»
Филичкин Алексей Алексеевич
Начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Кемеровской области
Лугодина Татьяна Николаевна
Зам.директора департамента маркетинга по производственному маркетингу и спецпроектам ООО «Синергия Маркет Восток»
Климчук Мария Григорьевна
Генеральный директор ООО «Сибирская водочная компания»
Николаиди Анна Ивановна
Генеральный директор ООО «Ликеро-водочный завод Кузбасс»
По данным маркетинговых исследований, проводимых некоммерческой организацией Кузбасский алкогольный союз по выборке из точек сетевого и несетевого ритейла, представленность алкогольной продукции кузбасских производителей составила:
Ленинск-Кузнецкий: рост с 59 % до 65 %
Березовский: рост с 62 % до 64 %
Новокузнецкий район: рост с 44 % до 62 %
Прокопьевск: рост с 55 % до 61 %
Междуреченск: 39 %
Мыски: 38 %
Осинники:38,5 %
Средняя представленность кузбасского производителя в розничной торговле по региону увеличилась в среднем с 38 % на январь 2014 года до 45 % в августе 2014 года.
Бегемот: 58 %
Пенсионер: 51 %
Континент вкуса: 50 %
Кора/Палата: 46,5 %
Чибис/Поляна:40 %
Корочка% 33 %
Лента: 17,5 %
Мария-РА: 12 %
Метро: 9 %
Монетка: 2 %
Представленность кузбасского производителя в торговых сетях увеличилась до 39 % с 30 %.
*Основным методом оценки представленности являются маркетинговые исследования, проводимых по выборке из точек сетевого и несетевого ритейла.