КУРС ЦБ $ USD 93,4409 EUR 99,5797
00:00:00  00.00.0000
Москва 0 , 0м/с
Отложить на гайки: экономия на запчастях для техники

На очень низком старте

В очередной раз вышла в поля армада комбайнов для уборки пшеницы – культуры номер один в России и основы её сельскохозяйственного экспорта. Поток зерна хлынет на терминалы и в хранилища переработчиков. Главные факторы успешной страды – погода, обеспеченность техникой и ГСМ. Влиять на осадки и ветер пока не в наших силах. Наличие топлива пристально отслеживается Минсельхозом РФ и Росстатом, и здесь сюрпризов нет – ведомства из года в год рапортуют об отсутствии дефицита.

С наличием техники ситуация не столь весёлая. В масштабах страны налицо дефицит мощностей. С начала 90-х годов энерговооружённость сельского хозяйства в России упала в 2 раза, по сравнению с началом 2000-х – более чем на треть. При этом растёт нагрузка пашни на один трактор: за последние 10 лет она выросла в 2 раза, со 197 до 305 га пашни на один трактор.

Показатель «Количество комбайнов на 1000 га посевов» также сигнализирует об уменьшении парка техники: за последние 10 лет комбайнов на единицу площади стало меньше в 2 раза. Правда, за последний отчётный год парк техники стал обновляться значительно быстрее: для зерноуборочных комбайнов коэффициент обновления техники подскочил с отметки 4,3% до 6,6%, в основном за счёт техники российского производства.

Всё это означает, что сельхозпроизводители стараются вкладывать больше денег в обновление машинного парка. Но лишних денег нет ни у кого, техники на единицу производимой продукции всё равно становится только меньше. Нагрузка растёт, износ ускоряется. В таких условиях сбор урожая без потерь становится нетривиальной задачей. Для отдельного хозяйства или агрофирмы бой за эффективность уборки, как в стихотворении, может оказаться проигранным «оттого что в кузнице не было гвоздя».

Кем быть

Даже самый качественный комбайн или трактор ломается и выходит из строя под растущей нагрузкой. По статистике, это случается в наиболее неподходящий момент: когда нагрузка максимальна, а значит, уборка в самом разгаре и дорог каждый час простоя. В действие вступает один из нескольких сценариев: вызов ремонтной бригады в поле – своей или от дилера, а в самых запущенных случаях технику приходится отгонять или буксировать для ремонта обратно в хозяйство.

Если техника на гарантии – достаточно позвонить дилеру. Ремонтная бригада с запчастями отправится в путь, и вскоре комбайн продолжит наполнять свой бункер. Если же износившиеся детали не подпадают под гарантию производителя, то в игру вступает целый ряд переменных: кто и где будет производить ремонт, у кого закупать запчасти, детали какого производителя выбрать.

Руководителю, решившему организовать ремонт самостоятельно, придётся совмещать сразу несколько профессий.

Во-первых, надо превратиться в маркетолога и товароведа. Первый шаг при выборе любого товара – исследование рынка. Если выбрана неоригинальная деталь, необходимо будет освоить ещё одну профессию – специалиста по материалам. Это жизненно необходимо, чтобы проверить качество детали. Заодно можно превратиться в юриста, чтобы выяснить, кто отвечает за качество ремонта – исполнитель или производитель запчастей.

Представитель одного из крупных российских интеграторов аграрных решений рассказал редакции Agro2b.ru о том, к каким последствиям может привести использование некачественных комплектующих.

«Был у нас случай, когда у покупателя с Верхнего Дона опрыскиватель просто лёг на бок – отвалились сразу два левых колеса. Хорошая фирма, солидная; работал этот опрыскиватель несколько лет, потом заменили подшипники ступиц. Где их брали, кто производитель – непонятно, но вышло дёшево, радовались, что удачно закупились. И в один прекрасный день эти подшипники рассыпались. Оба колеса с левой стороны просто соскочили».


Специалисты «Ростсельмаш» по запчастям рассказали о не столь драматичных, но не менее дорогостоящих последствиях экономии. Например, обрыв одного из множества ремней в комбайне приводит к удару по остальным деталям; динамическое воздействие на ходу может привести к повреждению шкивов и натяжителей.

В комбайне детали, контактирующие с растительной массой, изнашиваются естественным образом, и периодически должны заменяться. Однако когда ломается контрафактный аналог, это бьёт рикошетом по остальным элементам системы. Например, «серые» бичи барабана, подающего растительную массу внутрь комбайна, стоят на треть дешевле. Но при их износе чаще приходится менять и сам барабан. А он стоит уже не 9 и не 14 тысяч, а 175 тысяч рублей. Прибавим 2 суток на непредвиденный ремонт системы подачи – это означает 60 неубранных гектаров пшеницы. Если задержаться с уборкой и «попасть под дождь», при урожайности 30 ц/га и цене пшеницы 9,5 тыс. за тонну, потери из-за одной некачественной запчасти могут составить полтора-два миллиона рублей.

Другой пример: у клавиш соломотряса альтернативного производства из-за низкого качества оцинковки появляются трещины в гребенках, что ведёт к выходу из строя самих клавиш. А отклонение от  размеров не позволяет выдерживать зазоры при установке клавиш на вал, что ведёт к затиранию о боковины каркаса и, как следствие, выходу из строя уже не только клавиш, но и валов.


Экономия в 2 тысячи рублей за одну клавишу оборачивается суточным простоем со стотысячными тратами на ремонт клавиш и валов и потерями продукции. Возможная упущенная выгода от снижения урожайности или полной потери зерна – под миллион.

Как выбрать

Итак, вы решили найти запчасти самостоятельно по наиболее выгодной цене. Простые правила, которые помогут Вам не поступиться качеством в угоду цене, достаточно очевидны, но не грех их повторить.

Оригинальные детали от крупного и известного производителя, поставляющего запчасти для определённого завода, маркируются товарным знаком, названием завода-производителя или названием завода, где её используют для сборки техники. Бывают и качественные неоригинальные детали, которые не предназначены для определенного завода, их производитель может быть надёжным и солидным, но не работать «под бренд».

«В выборе деталей всё очень индивидуально. Не факт, что неспециалист визуально отличит оригинальную деталь от аналога – просто не хватит знаний. У «Ростсельмаш» фирменная товарная упаковка – специальная серая картонная коробка с защитной скотч-лентой. Далее – индивидуальная саморазрушающаяся маркировка самой детали с помощью фирменного стикера».

Особое внимание нужно уделить счёту, выписанному при оформлении покупки: в наименовании позиции должно быть чёткое указание на производителя. Это – необходимый минимум, который должен быть соблюдён при покупке запчастей.

Есть и косвенные признаки, которые стоит учитывать при выборе детали. Если высокая цена сама по себе не может гарантировать качества, то низкая стоимость детали – явный сигнал тревоги. Как «серый» производитель может срезать цену? Только отказавшись от входного и выходного контроля качества и сэкономив на технологических процессах.

Важен ассортимент предлагаемых запчастей. Фирмы, дорожащие своей репутацией, стараются предложить своим покупателям как можно больше позиций товара. А при поиске и покупке запчасти по уникальному оригинальному номеру (OEM) значительно снижается риск приобретения контрафакта.

«Серые» детали, выпущенные неизвестными фирмами непонятно где, не имеют маркировки, они – честные тёмные лошадки, которые пытаются взять ценой. Нет гарантии, что такие запчасти изготовлены по надлежащей технологии, так как их качество ничем не подтверждено; в этой лотерее может повезти или не повезти. «Серому» производителю нет смысла поддерживать репутацию. В этом случае качество неизбежно падёт жертвой удешевления производства. Всё внимание – на упаковку и маркировку!

Без бумажки?

Давайте представим, что вы остановились на малоизвестном недорогом бренде. Как понять, что предлагают под его обёрткой?

Лучшей гарантией в любой сфере является документ, и желательно – юридически обязывающий. На территории России таким документом, гарантирующим качество запасных частей, является Сертификат соответствия Таможенного Союза. Говорит Алёна Сагидуллина, специалист центра по сертификации «Гортест-Урал»:

«В случае если продукция подлежит обязательной сертификации, реализация продукции без наличия сертификата будет являться незаконной.

Наличие данного сертификата даёт гарантии, что все требования безопасности соблюдены».


Казалось бы, можно положиться на силу закона и полномочия органов, контролирующих реализацию компонентов для сельхозтехники. Поневоле скажешь «спасибо» бюрократии, вселяющей в покупателя уверенность. Но в перечне компонентов для сельскохозяйственной техники, которые подлежат обязательной сертификации (можно найти в приложении №1 к Техническому регламенту Таможенного Союза ТР ТС 010/2011), значатся лишь сцепные устройства, светотехнические и звуковые приборы (фары, указатели и т.п.), шины, двигатель в целом, сиденья и некоторые приборы.

Вот что далее рассказывает эксперт:

«Согласно Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования",

"...комплектующие изделия и запасные части к машинам, используемые для ремонта (технического обслуживания) машин и (или) оборудования, не подлежат подтверждению соответствия требованиям настоящего технического регламента..."».


То есть лишь те компоненты, которые обеспечивают безопасность человека, но не оборудования, должны быть сертифицированы в обязательном порядке. Все остальные – только на добровольной основе.

Сертификация – достаточно дорогое удовольствие для производителя. Её стоимость зависит от многих факторов, говорит эксперт «Гортеста». Для определения точной стоимости в каждом случае необходимо рассмотреть ассортиментный перечень продукции и технические характеристики, но ориентировочная стоимость сертификации одной единицы номенклатуры составляет от 60 000 рублей. Добровольные сертификаты в системе ГОСТ Р стоят от 12 000 рублей.

Учитывая, что количество запчастей для трактора или комбайна исчисляется тысячами, такую сертификацию могут себе позволить лишь крупные производители. Есть «добровольный» сертификат – хорошо. Нет – ещё один тревожный звоночек.

Куда бежать

Выбирая дилера, предлагающего запчасти и услуги по ремонту, следует проверить его историю и репутацию. Известны случаи, когда сервисные компании ведут работу «под флагом» крупного производителя, но при этом соглашение о сотрудничество не заключалось, истекло, или, хуже того, – было отозвано из-за ненадлежащего качества услуг.

Снова дадим слово нашему эксперту-интегратору:

«Был случай, когда один агрохолдинг закупил через дилера партию тракторов. И сразу у пяти машин в короткие сроки вышел из строя насос гидравлической системы. Налицо – брак завода.

Так как техника была буквально трёхлетняя, то холдинг обратился с просьбой разобраться, что к чему. Был шанс решить этот вопрос в виде каких-то рекламаций, даже несмотря на то, что гарантийный период в целом уже прошёл, уж больно неоднозначными были поломки. Даже представитель завода, когда его вызвали на место, сказал, что в принципе нужно разбираться, и возможна гарантийная замена.

А дилер, с которым до этого вели переговоры, просто сказал, что во всём виноват сам покупатель, мол, если хотите, покупайте новые узлы. В итоге выяснилось, что узлы, которые предлагались на замену, дилер не покупал на заводе, а где купил – знает только он».

Вывод – дилеров нужно проверять. Это достаточно просто: нужно посмотреть, каких дилеров рекомендует сам производитель. Такая информация доступна на веб-сайте производителя.

Если есть сомнения, можно позвонить в отдел продаж / по взаимодействию с дилерской сетью и уточнить самостоятельно.

«Покупать только у официального дилера – вот лучшая защита», подтверждает Прохор Дармов, директор департамента маркетинга «Ростсельмаш».

«Место продажи является гарантией. Официальные дилеры должны по первому требованию предъявлять сертификат от «Ростсельмаш», что они действительно авторизованы представлять бренд на такой-то территории в такой-то период времени. Датировка должна быть действительной».


В сухом остатке

Итак, при выборе запчастей и сервиса следует помнить простые правила:

– За сервисом и запчастями лучше обращаться к одному и тому же дилеру. В этом случае невозможно размыть ответственность за качество ремонта.

– Дилер должен быть авторизованным; его статус должен подтвердить производитель техники или запчастей документом или упоминанием на официальном сайте.

– Лучший выбор – запчасти от производителя техники, далее идут качественные аналоги с сертификатами соответствия. Всё остальное – лотерея.

– Качественное не может быть дешёвым. Демпинговая цена – верный признак подделки.

И не забывайте: при гарантийном обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники многие операции в технических центрах выполняются исключительно с применением оригинальных запчастей, что обусловлено требованиями сохранения гарантии.

Удачной Вам работы и хорошего урожая!

Источники: Agro2b
пятница, 19 апреля 2024
четверг, 18 апреля 2024
среда, 17 апреля 2024
вторник, 16 апреля 2024
вторник, 09 апреля 2024
понедельник, 08 апреля 2024
пятница, 05 апреля 2024
четверг, 04 апреля 2024
среда, 03 апреля 2024
понедельник, 01 апреля 2024
среда, 27 марта 2024
вторник, 26 марта 2024
пятница, 22 марта 2024
Все новости