Рынок сельскохозяйственных машин, наверное, можно назвать одним из самых консервативных - к покупке техники профессионалы агробизнеса подходят более чем вдумчиво и основываются не только на личном опыте и рекомендациях коллег, но и на том, прошла или нет определённая модель проверку временем и полем. Особенно это характерно для тракторной техники.
В России к традиционной расчётливости добавляется и некоторая инертность, вызванная многими экономическими факторами: зачастую нужды хозяйства заставляют совершать выбор в пользу других, менее крупных, но более необходимых трат. Как итог - техники попросту не хватает.
По данным Высшей школы экономики, в России на 1000 га пашни приходится в среднем два трактора, в то время как в Германии — больше 60 тракторов, в США — 25, в Белоруссии — 9 тракторов. Многие машины на наших полях при этом давно выработали свой ресурс, многие были куплены на вторичном рынке и близки его выработке. В виду тенденции к увеличению урожайности и возрастающих запросов к эффективности использования земли хозяйством очень скоро это может стать большой проблемой.
Модернизация парков техники является не менее важной задачей, чем обеспечение урожая. Чтобы стимулировать отрасль, федеральные и региональные профильные ведомства запускают программы субсидирования, под которые попадают многие производители техники, программы работают - и постепенно в сельском хозяйстве намечаются тенденции к обновлению главных рабочих лошадок любого хозяйства. Из чего выбирать современному сельхозтоваропроизводителю?
Новые предложения сейчас есть в каждом из трёх основных классах сельскохозяйственных тракторов: это универсально-пропашные тракторы классической рамной конструкции мощностью до 350 л.с., шарнирно-сочлененные тракторы мощностью до 400 л.с. и, наконец, шарнирные тракторы - высокомощные, свыше 400 л.с.
Основные модели в сегментах - это Ростсельмаш, Беларус, Кировец, Агромаш, Claas, Fendt, New Holland, Kubota, Deutz-Fahr, Case, John Deere, Massey Ferguson, Terrion, однако все три сегмента закрывают далеко не все производители, в каждом свои предпочтения и своя «специализация». У Fendt, Claas, Massey Fergusson, например, традиционно выбирают тракторы младшего семейства, у Case и New Holland - более мощную технику.
Все более востребованными становятся тракторы, произведенные в России, и причина этому не только в стоимости и возможности государственной поддержки: по оснащению, надёжности, комфорту и технологическим возможностям российская техника уже конкурирует с мировой - об этом говорят и растущие объёмы экспорта, и отзывы из фермерских хозяйств и агрохолдингов.
В сегменте «классики», например, отличные показатели у трактора модели 340. Машину ценят за экономичность, простоту, мощность, надёжность и производительность. Весной прошлого года на тракторе был установлен рекорд: 340-й на одном баке горючего с посевным комплексом шириной захвата 10,7 м засеял 58,5 га за 7 часов, средняя скорость составила при этом 10,2 км/ч, а расход топлива - менее 5 л/га.
В более универсальном сегменте также представлены российские машины, отвечающие и современным требованиям, и ожиданиям по мощности и производительности. Наиболее популярные семейства универсальных шарнирно-сочленённых тракторов - машины производства ПТЗ и Ростсельмаш. Петербургский завод в этом сегменте производит тракторы серии К-7, Ростсельмаш - так называемую «двухтысячную» серию мощностью 375 и 400 л.с. Именно к ней относится легендарный 2375 и его старший брат 2400 - тракторы, которые применяются на большинстве сельхозопераций.
Отличительная черта этого сегмента - универсальность и возможность приспособиться к условиям работы на сложном рельефе благодаря особой конструкции рамы. Эти тракторы могут быть задействованы в полном спектре сельхозработ. Представляемые ПТЗ машины имеют широкие возможности комплектации на базе одной рамы агрегатами разных производителей, тракторы Ростсельмаш - широкие возможности применения за счёт большей манёвренности, спаренных колёс в «базе», принципа «точечной» комплектации - необходимым для конкретных целей хозяйства.
Тракторы Ростсельмаш с шарнирно-сочленённой рамой, кроме того, отличаются повышенной проходимостью, они приспособлены для работы на переувлажнённых грунтах, это значит, что начинать работы можно раньше, а заканчивать - позже, чем в других хозяйствах. Традиционно сильная черта всех «двухтысячных» - ходовая часть: уникальные в своём роде мосты с внешними бортовыми редукторами обеспечивают и надёжность, и возможность работать на спаренных и строенных колёсах без опасений за шасси.
Кстати, в этой серии тоже есть мировой рекордсмен. RSM 2375 за световой день с дисковой бороной RSM DX-850 шириной захвата 9,7 м обработал 203 га на глубину 9-11 см. Расход топлива составил всего 4,6 л/га.
Третий сегмент иногда называют High Horsepower Tractors. Это достаточно узкая линейка применяемых в сельском хозяйстве высокомощных шарнирных тракторов от 395 до 620 и более лошадиных сил, здесь традиционно сильные предложения у Case, NewHolland, John Deere, однако, с точки зрения разнообразия, пожалуй, наиболее любопытным предложением будут тракторы Ростсельмаш: сегмент представлен двумя линейками - «3000» и серией с дельтовидными траками DT, конструкция которых призвана обеспечить максимальное тяговое усилие при минимальной нагрузке на почву. В этом классе, кстати, компании Ростсельмаш тоже принадлежит мировой рекорд - по суточной непрерывной обработке почвы дисковыми боронами. Эти тракторы используются в тяжёлых условиях на энергоёмких операциях, о них отзываются как о производительных машинах, которые позволяют экономить наиболее важные ресурсы - топливо, время и нервы владельцев.