КУРС ЦБ $ USD 92,5919 EUR 100,2704
00:00:00  00.00.0000
Москва 0 , 0м/с
О ситуации на рынке моторного топлива
31 марта заканчивается действие соглашения представителей вертикально-интегрированных компаний (ВИНК) с правительством РФ о сдерживании цен на бензин. В ноябре нефтяники, после ряда встреч с вице-премьером Дмитрием Козаком, Минэнерго и ФАС согласились сдерживать цены на моторное топливо из светлых нефтепродуктов. Согласно достигнутым договоренностям, нефтяные компании в качестве компенсации выпадающих доходов на внутреннем рынке могли получать обратный акциз в рамках разработанного правительством механизма демпфера.
Подписаться на новости

В то же время рост цен на бензин и дизельное топливо (равномерно, в течение всего 2019 года) был заложен правительством на уровне инфляции, спрогнозированной ЦБ РФ, которая не должна превысить 4,5%. В январе стоимость топлива увеличилась на 1,7% из-за запланированного с начала года увеличения НДС на 2 процентных пункта, до 20%.

В феврале 2019 года средняя стоимость бензина за 1 л, по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), составила: АИ-92 – 41,79 руб.; АИ-95 – 45,07 руб. Стоимость дизельного топлива за 1 л составила 47,08 руб. (зимнее ДТ). К январю 2019 года произошло снижение стоимости по всем видам данного моторного топлива на 0,19%, 0,16% и 0,15% соответственно.

В большинстве регионов цена на бензин и дизельное топливо за последние несколько недель (3-4) либо не изменились, либо снизилась на несколько копеек. Колебания в таких интервалах говорят о том, что цены сдерживаются, это отчетливо демонстрируют данные Росстата, региональных топливных союзов и ассоциаций. Цены на премиальные топлива различных марок в эту статистику не входят.

Сдерживания роста стоимости и даже снижения в отдельные периоды удалось добиться благодаря работающему механизму обратного акциза и производного от него – демпфера, разработанного правительством РФ.
 
Согласно планам правительства, механизмы должны были заработать только в конце февраля 2019 года, а с нефтяниками были заключены соглашения на 3 месяца, чтобы убедиться, что механизмы работают для балансировки внутреннего рынка топлива. Принцип действия демпфера – в специальной надбавке, которая зависит от разницы средней экспортной цены на нефть и стоимости бензина Аи-92 и дизтоплива на внутреннем рынке. Эта надбавка позволяет сгладить влияние колебаний цен на нефть на внутреннем рынке.
 
Однако не все представители нефтяных компаний остались довольны таким решением, утверждая, что все-таки несут убытки. При этом Министерство финансов выступает против пересмотра демпфирующего механизма. На конец месяца запланирована встреча вице-премьера Дмитрия Козака для обсуждения с нефтяниками спорных вопросов. Все озвучивают страшную цифру убытков нефтяных компаний – 55 млрд., но ни одна компания не озвучила свои потери публично. Звучит цифра по  всей отрасли без подробностей. И на фоне прибылей нефтяных компаний эта сумма выглядит неубедительно.
 
По мнению Олега Чередниченко, доцента кафедры экономической теории РЭУ им. Плеханова и эксперта Центра исследований проблем реальной экономики при РЭУ им. Плеханова (ЦИПРЭ), под влиянием проведенного в нефтяном секторе первого этапа налогового маневра наметились тенденции сокращения производства и экспорта мазута, за счет чего сократились объемы переработки нефти, а это отразилось на привлекательности экспорта.

В то же время, по данным эксперта, первый этап налогового маневра стимулировал углубление нефтепереработки и сокращение менее эффективного экспорта мазута. «Глубина переработки нефтяного сырья постоянно росла, начиная с 2010 года, при том, что маневр начался в 2015 году. Тогда она составляла 71,1%, в 2014-м выросла до 72,4%, а в 2018-м была уже на уровне 82,1%, что является историческим максимумом. Возможно, эта тенденция сохранится и в 2019 году», - отметил Олег Чередниченко. По его словам, в этой связи нефтяным компаниям так или иначе будет выгоднее заниматься производством светлых нефтепродуктов для внутреннего рынка.

По мнению эксперта ЦИПРЭ, схема обратного акциза и демпфера, через которые правительство компенсирует потерю экспортной выручки, являются очень непростыми и действительно не все представители нефтяной отрасли ими удовлетворены.

«Вероятно, что нефтяные компании будут снова поднимать вопросы своих потерь, а предложения будут сводиться к тому же, к чему и раньше, – получить разрешения повышать цены на светлые нефтепродукты для внутреннего рынка до уровня экспортных индикаторов», - заключил Олег Череднеченко.

 

Источник: Центр исследований проблем реальной экономики

Источники: Agro2b
среда, 27 марта 2024
вторник, 26 марта 2024
пятница, 22 марта 2024
четверг, 21 марта 2024
среда, 20 марта 2024
вторник, 19 марта 2024
понедельник, 18 марта 2024
четверг, 14 марта 2024
среда, 13 марта 2024
вторник, 12 марта 2024
понедельник, 11 марта 2024
четверг, 07 марта 2024
среда, 06 марта 2024
Все новости