КУРС ЦБ $ USD 94,0922 EUR 100,5316
00:00:00  00.00.0000
Москва 0 , 0м/с
Дальневосточный бизнес готовится осваивать новый маршрут в Китай через Амур
О том, что и в каких объемах планируется перевозить по российско-китайскому мосту через реку Амур и как он изменит экономику Дальнего Востока - в материале ТАСС

Ввод в эксплуатацию российско-китайского моста через реку Амур, намеченный на 2020 год, позволит увеличить экспорт в Китай соевого масла, целлюлозы, продукции газопереработки и других товаров. Кроме того, ожидается положительный эффект в туристической отрасли. 

Строители 31 мая соединили российскую и китайскую части автомобильного моста между Благовещенском и городом Хэйхэ. После церемонии вице-премьер, полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев заявил журналистам, что мост повысит рентабельность инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. Ведущий научный сотрудник Северо-Восточного федерального университета (СВФУ), кандидат экономических наук Юрий Данилов отмечает, что запуск нового моста будет способствовать дальнейшему росту товарооборота между Россией и Китаем, который в 2018 году составил $108,3 млрд.

"Также должен возрасти туристический поток, так как упрощается логистика пересечения границы между странами. Естественно, будет и обмен культурными делегациями из КНР и дальневосточными регионами России", - сказал он ТАСС.

Эксперт российского института стратегических исследований, кандидат политических наук Андрей Губин напомнил, что Россия и Китай до сих пор не осуществили ряд инициатив, способных существенно повлиять на число туристов.

"Между нашими странами, несмотря на режим стратегического партнерства, сохраняются ограничения на взаимные посещения. Так, россияне и китайцы могут посещать сопредельные территории только в составе организованных туристических групп либо по визе, что ограничивает поток туристов. До сих пор остаются нереализованными предложения по пропуску личного автомобильного транспорта через госграницу, безвизовому посещению приграничных территорий и ряд других", - отметил он.

Губин подчеркнул, что одного моста для развития отношений между Дальним Востоком России и северо-восточными провинциями Китая мало, "требуется кропотливая, последовательная и системная работа над оптимизацией потоков пассажиров и грузов в обоих направлениях".

Большие планы

Доцент кафедры международных исследований института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) Михаил Башкиров в свою очередь считает, что мост через Амур будет иметь скорее локальное, чем глобальное значение. Он, прежде всего, нужен для трансграничного сотрудничества Амурской областью и Хэйхэ, однако большого влияния на весь Дальний Восток, по мнению ученого, не окажет.

Власти Амурской области рассчитывают и на привлечение туристов, и на рост экспорта продукции местных предприятий. Например, предполагается, что существенно облегчатся поставки в Китай соевого масла. Сейчас эту продукцию вывозят в КНР через Благовещенск: летом на баржах и паромах, зимой - по понтонному мосту. "Мост и примостовой логистический центр значительно расширят возможности для экспорта нашей продукции", - заявил губернатор Амурской области Василий Орлов.

"С вводом нового моста мы, прежде всего, увеличим количество дней для экспорта нашей продукции. Ведь сейчас почти три месяца в году мы не экспортируем, так как в межсезонье переправа через Амур отсутствует. В это время мы складируем продукцию и не можем обеспечивать наших покупателей стабильными поставками, что влияет на наши договорные отношения", - сказал исполнительный директор завода по переработке сои "Соя - АНК" Степан Инюточкин. Возглавляемое им предприятие ежегодно поставляет в Китай до 10 тыс. тонн соевого масла под брендом "Жемчужина Амура".

Инюточкин отметил, что ввод моста должен сократить и транспортные издержки. "Появится возможность современно, мобильно и эффективно экспортировать продукцию как минимум в северные провинции Китая, а, возможно, еще в центральную и даже в южную его части", - заключил он.

Орлов также уверен: ввод моста в эксплуатацию положительно отразится на экспорте из региона. По его словам, речь идет не только о поставках соевого масла, но и в перспективе о продукции строящегося в Приамурье газохимического комплекса. "[На предприятии] планируется производство порядка 1,5 млн тонн полиэтилена, и как следствие, продуктов из полиэтилена - это тоже экспортно ориентированная продукция", - отметил он.

На мост рассчитывают и в соседнем Забайкалье: глава ближайшего к Амурской области Могочинского района Анатолий Сорокотягин рассказал, что новый переход может заинтересовать владельцев строящегося на северо-востоке края целлюлозно-промышленного комбината (ЦПК) "Полярная". Собственного моста через Амур, возведение которого обсуждается с 2000-х годов, у ЦПК нет, поэтому продукцию комбината, возможно, будут поставлять в Китай через Благовещенск.

От проекта к стройке

Благовещенск - единственный региональный центр в России, который расположен на государственной границе. На противоположном берегу пограничной реки Амур находится китайский город Хэйхэ. Летом два города связывает паром, зимой - ледовая переправа. Строительство моста между ними начали обсуждать еще в 1990-е годы, но лишь в 2016 году в Харбине главы Приамурья и провинции Хэйлунцзян (КНР) подписали концессионный договор, определивший порядок возведения нового автомобильного перехода, сроки и объемы инвестиций. Было оговорено место для строительства, с российской стороны это окрестности села Каникурган в Благовещенском районе Амурской области.

Строительство началось в 2016 году. Российскую часть возводит компания "Мост", за дороги отвечает ЗАО "Асфальт". Протяженность вантового автомоста - свыше 1 км, ширина - 14,5 м. По завершению работ российская часть моста станет собственностью Амурской области, китайская - собственностью провинции Хэйлунцзян.

Как уточнил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов, инвестиции в проект с российской стороны составили 20 млрд рублей. Отвечает за все совместная российско-китайская компания, которая взяла средства на строительство в кредит у китайского банка под 4,9% годовых. При этом кредит взят в юанях, но договоры с российскими подрядчиками заключены в рублях, чтобы они, по словам областных властей, "не несли риски по изменению курсов национальных валют".

Мост строят по механизму государственно-частного партнерства, который предполагает, что концессионер возводит объект за свой счет, а затем возмещает затраты, взимая плату за проезд. По словам Козлова, окупить затраты планируется в течение 15 лет за счет платы за использование сооружения.

Первый заместитель министра экономического развития и внешних связей Амурской области Екатерина Киреева рассказала ТАСС, что с вводом моста Дальний Восток получит новую точку притяжения инвестиций. К 2025 году пассажиропоток здесь должен составить 2 млн человек в год, ежегодный грузооборот - 4 млн тонн.

 

фото: ritmeurasia.org

Источники: Зерно Он-Лайн
четверг, 18 апреля 2024
среда, 17 апреля 2024
вторник, 16 апреля 2024
вторник, 09 апреля 2024
понедельник, 08 апреля 2024
пятница, 05 апреля 2024
четверг, 04 апреля 2024
среда, 03 апреля 2024
понедельник, 01 апреля 2024
среда, 27 марта 2024
вторник, 26 марта 2024
пятница, 22 марта 2024
четверг, 21 марта 2024
среда, 20 марта 2024
Все новости