КУРС ЦБ $ USD 92,2628 EUR 99,7057
00:00:00  00.00.0000
Москва 0 , 0м/с
Распределение средств господдержки в сельском хозяйстве
Распределение средств господдержки остается крайне неравномерным как в региональном аспекте, так и в разрезе субъектов хозяйственной деятельности – непосредственных получателей средств. Документы Минсельхоза свидетельствуют о высокой степени концентрации средств господдержки в руках нескольких компаний в регионах.

В 2019 г. многие участники рынка продолжали сообщать о сложностях при получении средств господдержки. В первую очередь вызывает вопросы объективность и эффективность действующего механизма льготного кредитования.

Усугубляет ситуацию и то, что Минсельхоз не предоставляет полную информацию о распределении средств господдержки. Так, согласно опубликованному «Плану льготного кредитования заемщиков на 2019 г.» от 3 октября 2019 г. объем субсидий по льготным краткосрочным и инвестиционным кредитам составляет около 70,0 млрд. руб. Согласно данным Казначейства РФ из «Отчета об исполнении бюджета РФ» по состоянию на 1 ноября 2019 г. в рамках подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" на возмещение недополученных российскими кредитными организациями, международными финансовыми организациями и Внешэкономбанком доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и ИП по льготной ставке утверждено более 70 млрд. руб. бюджетных назначений, из них более 55 млрд. исполнено. Однако, согласно «Перечню заемщиков, претендующих на получение льготных краткосрочных и льготных инвестиционных кредитов, по которым принято положительное решение о включении в реестр заемщиков с 23 января 2019 г. по 25 декабря 2019 г.», опубликованному Минсельхозом,  распределение субсидий по льготным  краткосрочным  и инвестиционным кредитам предоставлено  лишь на сумму 13,7 млрд. руб. Как же распределяется остальная большая часть средств – непонятно. Тем не менее, даже та официальная информация, которая есть, говорит о сохранении высокой концентрации средств господдержки.

Распределение субсидий в рамках льготного краткосрочного кредитования крайне неравномерно в региональном аспекте

Согласно плану льготного кредитования заемщиков на 2019 г. (от 3 октября 2019 г.), 74% субсидий приходится на Центральный ФО (41,7%), Приволжский ФО (20,0%) и Южный ФО (12,2%). При этом 52% субсидий «выбирают» 10 субъектов РФ. Абсолютным лидером среди получателей субсидий традиционно является Белгородская область – для нее в 2019 г. были предусмотрены субсидии в размере 3,2 млрд. руб. Эта сумма сопоставима с объемом, выделенным всему Южному ФО (3,6 млрд. руб.) или Сибирскому ФО (2,8 млрд. руб.), почти вдвое превышает размер субсидий Уральскому ФО (1,6 млрд. руб.), Северо-Кавказскому ФО (1,4 млрд. руб.) или Северо-Западному ФО (1,3 млрд. руб.), и более чем в 6,5 раз превышает объем субсидий, предоставленных Дальневосточному ФО (0,5 млрд. руб.).

Большая часть субсидий идет на льготное краткосрочное, а не на инвестиционное кредитование.

На сайте Минсельхоза опубликован перечень заемщиков, претендующих на получение льготных краткосрочных и льготных инвестиционных кредитов, по которым принято положительное решение о включении в реестр заемщиков с 23 января 2019 г. по 25 декабря 2019 г. В данном документе отражается информация обо всех заемщиках (имена ИП или названия компаний, их ИНН), одобренном им размере кредита, а также об объеме субсидий, целевом назначении кредита и его сроке. Согласно перечню, за указанный выше период были одобрены субсидии в целом на сумму 13,7 млрд. руб. (против 18,78 млрд. руб. в 2018 г.). Можно констатировать, что 47,6% субсидий одобрены по кредитам, взятым по направлению «Растениеводство», 18,9% - на «Животноводство», 14,7% – на «Молочное скотоводство», 0,4% - на «Мясное скотоводство», на «Приобретение сельхозтехники» пойдут 11,0% средств и всего 7,2% на «Переработку продукции растениеводства и животноводства», еще 0,2% на «Приобретение железнодорожного подвижного состава, в том числе грузовых вагонов». Если рассмотреть также аспект сроков кредитования, то более двух третей (71,8%) субсидий одобрены по кредитам, предоставляемым на срок до 1 года, и лишь 28,2% - на инвестиционные кредиты, предоставляемые на срок свыше 2-х лет.

В 4 регионах (Ненецкий АО, Ямало-Ненецкий АО, Чукотский АО и республика Ингушетия) субсидии по льготному кредитованию и вовсе не были одобрены, при этом в 7 субъектах РФ не предоставлялись субсидии по краткосрочному льготному кредитованию, в 8 субъектах – по инвестиционному (на срок свыше 2-х лет).

Неравномерность при распределении субсидий по льготному кредитованию наблюдается в разрезе субъектов хозяйственной деятельности – непосредственных получателей средств

Анализ перечня показывает высокую концентрацию в распределении субсидий по отдельным хозяйственным лицам в рамках каждого региона (см. Приложение, табл.1).

Число получателей господдержки крайне невелико по сравнению с числом субъектов сельскохозяйственной деятельности. Так, согласно данным последней Всероссийской сельскохозяйственной переписи, в первом полугодии 2016 г. осуществляли сельскохозяйственную деятельность более 143,1 тыс. сельскохозяйственных организаций, крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) и индивидуальных предпринимателей (ИП). Согласно же перечню заемщиков субсидии по льготному кредитованию были одобрены лишь 11,03 тыс. субъектам сельскохозяйственной деятельности. При этом особенно малая доля средств господдержки приходится на крестьянско-фермерские хозяйства и ИП – в стоимостном выражении они получают в среднем 8,7% субсидий, и во многих регионах субсидии получают лишь единицы из них. Самым благоприятным для КФХ и ИП федеральным округом оказался Южный ФО – здесь зафиксировано самое большое число получателей субсидий среди КФХ и ИП – 1854 (это более половины всех бенефициаров округа), однако в денежном выражении они получили лишь 16,1% средств.  

Концентрацию средств господдержки подтверждают и показатели, используемые для определения рыночной концентрации компаний. В частности, в Приложении представлены результаты расчетов по коэффициенту концентрации CR, который показывает долю субсидий, выбираемых тремя или десятью крупнейшими участниками рынка (CR3 и CR10 соответственно), и коэффициенту Херфиндаля-Хиршмана (HHI) для каждого региона, сводные показатели представлены также на рис. 1.

Показатели концентрации в существенной степени различаются в зависимости от срока льготного кредитования. Если по краткосрочным кредитам в 52 регионах на долю 10 крупнейших субъектов сельскохозяйственной деятельности приходится более 60% субсидий, то в случае инвестиционных кредитов более 60% средств в 46 регионах забирают уже лишь 3 крупнейших игрока (см. рис.1, рис. 2). Коэффициент Херфиндаля-Хиршмана также говорит о высокой степени концентрации по субсидиям на инвестиционные кредиты – в 45 регионах показатель принимает значение более 1800. Высокая степень концентрации происходит в том числе и за счет того, что одному субъекту сельскохозяйственной деятельности выдается в ряде случаев по несколько кредитов (порой до 36) – более того, одна и та же организация может требовать помощь в разных регионах (иногда наблюдается присутствие в 4-5 соседних регионах).

Согласно данным перечня, по сравнению с 2018 годом ситуация несколько изменилась. В 2018 г. крупнейшим получателем средств господдержки по льготным долгосрочным кредитам в России был ООО «Мираторг-Курск», его доля составляла 16,4% (а вместе с ООО «Мираторг-Орел» - 18,6%, это 1,03 млрд. руб.).  В 2019 г. распределение ключевых игроков несколько изменилось - на ООО "Курскагротерминал» приходилось 7,5% субсидий по инвестиционным кредитам, у остальных участников доля уже составляла менее 2%. Тем не менее, с учетом того, что распределение значительной части средств не известно, реальная картина может быть несколько иной.

Источник: Минсельхоз, расчеты ИКСИ

 


Источник: Минсельхоз, расчеты ИКСИ

Если отдельно рассматривать льготное краткосрочное кредитование, то здесь выделяются, например, республика Коми, где более 90% субсидий приходится на 2 компании – ООО «Пригородный» (58,5% субсидий) и ООО Тепличный комплекс «Сосногорский» (32,6%), в Новгородской области аналогично большую часть средств принимают ООО «Белгранкорм-Великий Новгород» (43,2%) и ООО «Новгородский бекон» (41,1%), в республике Хакасия – на ООО «Целинное» приходится 67,0% средств региона, еще 20,1% добирает ООО «Аршановское» и т.д.

По инвестиционным кредитам примеров сильной концентрации также немало. В частности, можно упомянуть Хабаровский край, где 60,6% субсидий  приходится на ООО «СПОРОС» и еще 19,5% ИП Скалюк Н.А., в Приморском крае 75,4% средств достаются ООО «Арника» и еще 19,9% - АО «Примагро», в Курской области 72,1% средств идет ООО «Курскагротерминал», в Псковской области – 60,3% местных субсидий идут  к ООО ОАО «Великолукский мясокомбинат» и 28,3% к ООО «Зеленая лига», в Новгородской области – 66,5% «выбирают» ООО «Белгранкорм-Великий Новгород» и 17,1% ООО «Сташевское», в Севастополе – 96,1% достается ООО "Агрофирма "Золотая балка", в Астраханской области 71,1% «идут» ООО «МАПС» и 16,5% ООО «С/х предприятие-птицефабрика «Харабалинская». 

Можно приводить еще много примеров концентрации субсидий на отдельных субъектах сельскохозяйственной деятельности. Так, в Забайкальском крае 94,9% субсидий по всем льготным кредитам (и краткосрочным, и инвестиционным) получают АО «Племенной завод «Комсомолец» (77,25) и ООО «Олекан» (17,7%). Сложная ситуация в Северо-Кавказском ФО, где, несмотря на наличие большого числа субъектов сельскохозяйственной деятельности, средства госпомощи получают единицы, например, в республике Дагестан господдержку получил лишь один ИП, в республике Чечня – 90,2% забирает также один ИП.

Таким образом, согласно опубликованным Минсельхозом данным, во многих крупнейших сельскохозяйственных регионах большая часть средств достается нескольким производителям в регионе. При этом фактическая концентрация может быть даже выше, если учесть сложные и разветвленные структуры агрохолдингов.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1. Субъекты с/х деятельности и распределение субсидий по льготному кредитованию в регионах РФ

 

* - коэффициент концентрации CR, показывающий долю субсидий, приходящуюся на 3 или 10 крупнейших получателей госсредств (здесь – в %)

** - коэффициент Херфиндаля-Хиршмана, изменяется от 0 до 10000, показатель свыше 1800 свидетельствует о высокой концентрации

Источник: Минсельхоз, расчеты ИКСИ

Источники: Agro2b
среда, 27 марта 2024
вторник, 26 марта 2024
пятница, 22 марта 2024
четверг, 21 марта 2024
среда, 20 марта 2024
вторник, 19 марта 2024
понедельник, 18 марта 2024
четверг, 14 марта 2024
среда, 13 марта 2024
вторник, 12 марта 2024
понедельник, 11 марта 2024
четверг, 07 марта 2024
среда, 06 марта 2024
Все новости