КУРС ЦБ $ USD 70,7520 EUR 78,5489
00:00:00  00.00.0000
Москва 0 , 0м/с
Распределение средств господдержки в сельском хозяйстве
Распределение средств господдержки остается крайне неравномерным как в региональном аспекте, так и в разрезе субъектов хозяйственной деятельности – непосредственных получателей средств. Документы Минсельхоза свидетельствуют о высокой степени концентрации средств господдержки в руках нескольких компаний в регионах.

В 2019 г. многие участники рынка продолжали сообщать о сложностях при получении средств господдержки. В первую очередь вызывает вопросы объективность и эффективность действующего механизма льготного кредитования.

Усугубляет ситуацию и то, что Минсельхоз не предоставляет полную информацию о распределении средств господдержки. Так, согласно опубликованному «Плану льготного кредитования заемщиков на 2019 г.» от 3 октября 2019 г. объем субсидий по льготным краткосрочным и инвестиционным кредитам составляет около 70,0 млрд. руб. Согласно данным Казначейства РФ из «Отчета об исполнении бюджета РФ» по состоянию на 1 ноября 2019 г. в рамках подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" на возмещение недополученных российскими кредитными организациями, международными финансовыми организациями и Внешэкономбанком доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и ИП по льготной ставке утверждено более 70 млрд. руб. бюджетных назначений, из них более 55 млрд. исполнено. Однако, согласно «Перечню заемщиков, претендующих на получение льготных краткосрочных и льготных инвестиционных кредитов, по которым принято положительное решение о включении в реестр заемщиков с 23 января 2019 г. по 25 декабря 2019 г.», опубликованному Минсельхозом,  распределение субсидий по льготным  краткосрочным  и инвестиционным кредитам предоставлено  лишь на сумму 13,7 млрд. руб. Как же распределяется остальная большая часть средств – непонятно. Тем не менее, даже та официальная информация, которая есть, говорит о сохранении высокой концентрации средств господдержки.

Распределение субсидий в рамках льготного краткосрочного кредитования крайне неравномерно в региональном аспекте

Согласно плану льготного кредитования заемщиков на 2019 г. (от 3 октября 2019 г.), 74% субсидий приходится на Центральный ФО (41,7%), Приволжский ФО (20,0%) и Южный ФО (12,2%). При этом 52% субсидий «выбирают» 10 субъектов РФ. Абсолютным лидером среди получателей субсидий традиционно является Белгородская область – для нее в 2019 г. были предусмотрены субсидии в размере 3,2 млрд. руб. Эта сумма сопоставима с объемом, выделенным всему Южному ФО (3,6 млрд. руб.) или Сибирскому ФО (2,8 млрд. руб.), почти вдвое превышает размер субсидий Уральскому ФО (1,6 млрд. руб.), Северо-Кавказскому ФО (1,4 млрд. руб.) или Северо-Западному ФО (1,3 млрд. руб.), и более чем в 6,5 раз превышает объем субсидий, предоставленных Дальневосточному ФО (0,5 млрд. руб.).

Большая часть субсидий идет на льготное краткосрочное, а не на инвестиционное кредитование.

На сайте Минсельхоза опубликован перечень заемщиков, претендующих на получение льготных краткосрочных и льготных инвестиционных кредитов, по которым принято положительное решение о включении в реестр заемщиков с 23 января 2019 г. по 25 декабря 2019 г. В данном документе отражается информация обо всех заемщиках (имена ИП или названия компаний, их ИНН), одобренном им размере кредита, а также об объеме субсидий, целевом назначении кредита и его сроке. Согласно перечню, за указанный выше период были одобрены субсидии в целом на сумму 13,7 млрд. руб. (против 18,78 млрд. руб. в 2018 г.). Можно констатировать, что 47,6% субсидий одобрены по кредитам, взятым по направлению «Растениеводство», 18,9% - на «Животноводство», 14,7% – на «Молочное скотоводство», 0,4% - на «Мясное скотоводство», на «Приобретение сельхозтехники» пойдут 11,0% средств и всего 7,2% на «Переработку продукции растениеводства и животноводства», еще 0,2% на «Приобретение железнодорожного подвижного состава, в том числе грузовых вагонов». Если рассмотреть также аспект сроков кредитования, то более двух третей (71,8%) субсидий одобрены по кредитам, предоставляемым на срок до 1 года, и лишь 28,2% - на инвестиционные кредиты, предоставляемые на срок свыше 2-х лет.

В 4 регионах (Ненецкий АО, Ямало-Ненецкий АО, Чукотский АО и республика Ингушетия) субсидии по льготному кредитованию и вовсе не были одобрены, при этом в 7 субъектах РФ не предоставлялись субсидии по краткосрочному льготному кредитованию, в 8 субъектах – по инвестиционному (на срок свыше 2-х лет).

Неравномерность при распределении субсидий по льготному кредитованию наблюдается в разрезе субъектов хозяйственной деятельности – непосредственных получателей средств

Анализ перечня показывает высокую концентрацию в распределении субсидий по отдельным хозяйственным лицам в рамках каждого региона (см. Приложение, табл.1).

Число получателей господдержки крайне невелико по сравнению с числом субъектов сельскохозяйственной деятельности. Так, согласно данным последней Всероссийской сельскохозяйственной переписи, в первом полугодии 2016 г. осуществляли сельскохозяйственную деятельность более 143,1 тыс. сельскохозяйственных организаций, крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) и индивидуальных предпринимателей (ИП). Согласно же перечню заемщиков субсидии по льготному кредитованию были одобрены лишь 11,03 тыс. субъектам сельскохозяйственной деятельности. При этом особенно малая доля средств господдержки приходится на крестьянско-фермерские хозяйства и ИП – в стоимостном выражении они получают в среднем 8,7% субсидий, и во многих регионах субсидии получают лишь единицы из них. Самым благоприятным для КФХ и ИП федеральным округом оказался Южный ФО – здесь зафиксировано самое большое число получателей субсидий среди КФХ и ИП – 1854 (это более половины всех бенефициаров округа), однако в денежном выражении они получили лишь 16,1% средств.  

Концентрацию средств господдержки подтверждают и показатели, используемые для определения рыночной концентрации компаний. В частности, в Приложении представлены результаты расчетов по коэффициенту концентрации CR, который показывает долю субсидий, выбираемых тремя или десятью крупнейшими участниками рынка (CR3 и CR10 соответственно), и коэффициенту Херфиндаля-Хиршмана (HHI) для каждого региона, сводные показатели представлены также на рис. 1.

Показатели концентрации в существенной степени различаются в зависимости от срока льготного кредитования. Если по краткосрочным кредитам в 52 регионах на долю 10 крупнейших субъектов сельскохозяйственной деятельности приходится более 60% субсидий, то в случае инвестиционных кредитов более 60% средств в 46 регионах забирают уже лишь 3 крупнейших игрока (см. рис.1, рис. 2). Коэффициент Херфиндаля-Хиршмана также говорит о высокой степени концентрации по субсидиям на инвестиционные кредиты – в 45 регионах показатель принимает значение более 1800. Высокая степень концентрации происходит в том числе и за счет того, что одному субъекту сельскохозяйственной деятельности выдается в ряде случаев по несколько кредитов (порой до 36) – более того, одна и та же организация может требовать помощь в разных регионах (иногда наблюдается присутствие в 4-5 соседних регионах).

Согласно данным перечня, по сравнению с 2018 годом ситуация несколько изменилась. В 2018 г. крупнейшим получателем средств господдержки по льготным долгосрочным кредитам в России был ООО «Мираторг-Курск», его доля составляла 16,4% (а вместе с ООО «Мираторг-Орел» - 18,6%, это 1,03 млрд. руб.).  В 2019 г. распределение ключевых игроков несколько изменилось - на ООО "Курскагротерминал» приходилось 7,5% субсидий по инвестиционным кредитам, у остальных участников доля уже составляла менее 2%. Тем не менее, с учетом того, что распределение значительной части средств не известно, реальная картина может быть несколько иной.

Источник: Минсельхоз, расчеты ИКСИ

 


Источник: Минсельхоз, расчеты ИКСИ

Если отдельно рассматривать льготное краткосрочное кредитование, то здесь выделяются, например, республика Коми, где более 90% субсидий приходится на 2 компании – ООО «Пригородный» (58,5% субсидий) и ООО Тепличный комплекс «Сосногорский» (32,6%), в Новгородской области аналогично большую часть средств принимают ООО «Белгранкорм-Великий Новгород» (43,2%) и ООО «Новгородский бекон» (41,1%), в республике Хакасия – на ООО «Целинное» приходится 67,0% средств региона, еще 20,1% добирает ООО «Аршановское» и т.д.

По инвестиционным кредитам примеров сильной концентрации также немало. В частности, можно упомянуть Хабаровский край, где 60,6% субсидий  приходится на ООО «СПОРОС» и еще 19,5% ИП Скалюк Н.А., в Приморском крае 75,4% средств достаются ООО «Арника» и еще 19,9% - АО «Примагро», в Курской области 72,1% средств идет ООО «Курскагротерминал», в Псковской области – 60,3% местных субсидий идут  к ООО ОАО «Великолукский мясокомбинат» и 28,3% к ООО «Зеленая лига», в Новгородской области – 66,5% «выбирают» ООО «Белгранкорм-Великий Новгород» и 17,1% ООО «Сташевское», в Севастополе – 96,1% достается ООО "Агрофирма "Золотая балка", в Астраханской области 71,1% «идут» ООО «МАПС» и 16,5% ООО «С/х предприятие-птицефабрика «Харабалинская». 

Можно приводить еще много примеров концентрации субсидий на отдельных субъектах сельскохозяйственной деятельности. Так, в Забайкальском крае 94,9% субсидий по всем льготным кредитам (и краткосрочным, и инвестиционным) получают АО «Племенной завод «Комсомолец» (77,25) и ООО «Олекан» (17,7%). Сложная ситуация в Северо-Кавказском ФО, где, несмотря на наличие большого числа субъектов сельскохозяйственной деятельности, средства госпомощи получают единицы, например, в республике Дагестан господдержку получил лишь один ИП, в республике Чечня – 90,2% забирает также один ИП.

Таким образом, согласно опубликованным Минсельхозом данным, во многих крупнейших сельскохозяйственных регионах большая часть средств достается нескольким производителям в регионе. При этом фактическая концентрация может быть даже выше, если учесть сложные и разветвленные структуры агрохолдингов.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1. Субъекты с/х деятельности и распределение субсидий по льготному кредитованию в регионах РФ

 

* - коэффициент концентрации CR, показывающий долю субсидий, приходящуюся на 3 или 10 крупнейших получателей госсредств (здесь – в %)

** - коэффициент Херфиндаля-Хиршмана, изменяется от 0 до 10000, показатель свыше 1800 свидетельствует о высокой концентрации

Источник: Минсельхоз, расчеты ИКСИ

Источники: Agro2b
пятница, 29 мая 2020
четверг, 28 мая 2020
Все новости