КУРС ЦБ $ USD 93,2918 EUR 99,5609
00:00:00  00.00.0000
Москва 0 , 0м/с
Владимир Путин: ажиотажный спрос на рынке продовольствия уже фактически спал
Эмоциональные закупки не могут длиться долго

В ходе совещания с правительством президент Владимир Путин сказал, что ажиотажный спрос на рынке продовольствия уже фактически спал. «Но тем не менее надо посмотреть на эти вопросы в совокупности со всеми обстоятельствами, которые создают определенную ситуацию на рынке», — сказал он (цитата по стенограмме на сайте Кремля). Путин также поручил Минсельхозу и регионам внимательно следить за ситуацией в торговых сетях и оперативно реагировать на проблемы. Кроме того, не должно возникать проблем с логистикой, отметил президент. 

 

В ходе совещания министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев также напомнил, что в России созданы достаточные запасы продовольствия для обеспечения нужд населения, в том числе социально значимых продуктов, одним из которых является сахар. Его производство достаточно, чтобы обеспечить внутренний спрос.

 

По словам директора Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, примерно 25-30% людей впадают в панику и начинают делать запасы продуктов питания с длительным сроком годности. Такое явление наблюдается не только в России, добавляет эксперт. «Я не могу этих людей обвинить в нерациональности, с ними ничего не сделаешь. Плюс, они еще находятся в фазе пандемии, и от нее остался когнитивный диссонанс. Поэтому они и закупаются», — прокомментировал он «Агроинвестору». 

 

Однако паника пройдет, и все должно стабилизироваться, особенно с сахаром и крупами: урожай должен быть на уровне прошлого года. «Если люди не перейдут на самогоноварение и не начнут запасаться вареньем, то сахара хватит на всех с лихвой. Тем более Минсельхоз ограничил его экспорт», — отмечает Остапкович. По мнению директора Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Натальи Шагайды, высокий спрос на сахар, видимо, вызван ожиданиями роста цен на него: в этом смысле люди вели себя рационально.

 

Как правило, люди закупают продукты с длительным сроком годности, которые не требуют особых условий хранения, продолжает она. Так, в марте 2020 года покупки мясопродуктов выросли только на 20% по сравнению с февралем, в то время как спрос на крупы, макаронные изделия, соль увеличился примерно на 80%. Даже на долгохранящиеся, но более дорогие сахар и растительное масло спрос тогда вырос на 44% и 46% соответственно. Кроме того, у людей не так много свободных денег, учитывая кривую доходов последние годы. «Прошлый ажиотаж в феврале-марте 2020 года сменился резким снижением покупок в апреле. По итогу за первые четыре месяца 2020-го купили не больше, чем годом ранее. Нет оснований ожидать иного сейчас», — рассказала «Агроинвестору» Шагайда. 

 

 

 

По данным Росстата, за период с 12 по 18 марта цены в России выросли на 1,9%. Рост немного замедлился по сравнению с первыми двумя неделями после начала специальной военной операции на Украине и введения жестких западных санкций — тогда показатели составляли 2,2% и 2,1% соответственно. Сильнее всего за период с 12 по 18 марта из продовольствия подорожали сахар, плодоовощная продукция (кроме огурцов — цены на них снизились) и крупы.

 

 

В период массовой закупки крупами, сахаром и др. спрос на категорию фреш (овощи, фрукты) снижается, обращает внимание исполнительный директор компании «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев. Также, по его словам, выпадают дорогие морепродукты. «Правда, ситуация с эмоциональными закупками достаточно быстро стабилизируется. Такое поведение всегда плохо для рынка и потребителя, потому что оно приводит к разгону цен», — говорит Корнеев. По его словам, практически не бывает такого, чтобы одна категория товаров дорожала, а другая — нет, даже несмотря на отсутствия рациональных факторов для роста.

 

Вид пустой полки в магазине на фоне сообщений в СМИ провоцирует повышенный спрос, но люди просто так, без провоцирующих факторов, не запасаются продуктами впрок, продолжает Шагайда. В прошлый ажиотаж свой весомый вклад внесло телевидение: показывались пустые супермаркеты в США, что вызывало опасения у россиян относительно физической доступности продовольствия в своей стране. В итоге люди поняли сигнал и побежали в магазины. 

 

«Но бизнес тогда повел себя великолепно, думаю, и сейчас к такой ситуации адаптирован. Он вел информационную работу (объявление по громкой связи и на полках в магазинах, что продукты уже едут со склада в магазин), активизировал подвоз продуктов, а перерабатывающие предприятия работали на полную мощность. В такой ситуации нельзя допустить разрастания ажиотажа. В противном случае его трудно погасить, потребуется намного больше усилий, запасов», — заключила Шагайда.

Источники: Агро Инвестор
пятница, 19 апреля 2024
четверг, 18 апреля 2024
среда, 17 апреля 2024
вторник, 16 апреля 2024
вторник, 09 апреля 2024
понедельник, 08 апреля 2024
пятница, 05 апреля 2024
четверг, 04 апреля 2024
среда, 03 апреля 2024
понедельник, 01 апреля 2024
среда, 27 марта 2024
вторник, 26 марта 2024
пятница, 22 марта 2024
Все новости