Практика фронтальных проверок АЗС хоть и проводилась чуть ли не по указанию президента страны, но отличалась формальным подходом. Мол проверили столько-то АЗС, нашли столько-то нарушений, выписано штрафов на общую сумму и точка. Никто и не пытался установить первоисточник контрафакта, а ведь он на поверхности. Это как правило, расположенная в регионе нефтебаза, куда поставляются эрзац-бензин в виде «бензина прямогонного», «бензина для промышленных целей», «стабильного» или эрзац-дизель под наименованием «газойль» или «конденсат газовый стабильный». Эти эрзацы за счёт незначительного изменения параметров производители выводят из-под акцизной нагрузки, что открывает коммерческую эффективность их применения на АЗС в качестве добавок к товарному продукту. Напомню, ставка акциза на автомобильный бензин составляет сегодня 10 130 р/тн, на дизельное топливо – 5 293 р/тн.
В дизельном сегменте в качестве эффективной добавки, снижающей себестоимость продукта, применяется ДГК – дистиллят газового конденсата. В октябре этого продукта выгружено на экспорт 540 тыс. тн, на внутренний рынок – 340 тыс. тн. Товарного топлива, соответствующего Техрегламенту, выгружено на рынок порядка 3 млн. тн. Если предположить, что хотя бы половина выгруженного на внутренний рынок ДГК попала в конечном итоге в резервуары АЗС, то доля контрафакта в дизельном сегменте только от ДГК составит порядка 5,5-6,0%. Но ведь существуют добавки и под другими наименованиями. По данным Росстандарта некачественное топливо обнаружено на 42,5% АЗС из числа, подвергнутых контролю.
Ведомство предлагает внести поправки в Техрегламент по топливу, которые обяжут не только НПЗ, но и нефтебазы проводить испытания в аккредитованной лаборатории с внесением информации об этом в паспорт качества топлива. Поправки одобрены комиссией по техрегулированию, ждут согласования с другими странами Евразийского Союза и одобрения правительства. Путь долгий, непростой и даже если он будет пройден, эффект, предупреждает автор статьи, может быть смазан. Купить индульгенцию у местных контролёров или необходимые сертификаты качества для коммерсантов не составит проблемы. А потому, чтобы окончательно отбить охоту коммерсантов к схемам подмешивания, предлагается от фиксированных штрафов перейти к оборотным – 1% от оборота годовой выручки предприятия, но не менее 500 тыс. рублей. Нынешняя шкала штрафов варьируется от 100 тыс. до 1 млн. рублей
Биржа СПбМТСБ
Цены сделок с бензином после вчерашней паузы сегодня вновь отступили на один шаг вниз. Бензин марки Аи95 подешевел в среднем на 60 р/тн, но при этом резкий спад отмечен на РНПК – минус 370 р/тн, на Уфе – минус 530 р/тн, на Самаре – минус 200 р/тн.
Активно снижались и цены на бензин Аи92: РНПК – минус 540 р/тн, ЯНОС – минус 430 р/тн, Самара, Уфа – минус 200 р/тн. Спад впечатляющий. Объёмы сделок велики. Производители не сокращали объёмы продаж, к чему обычно прибегают для сдерживания цен. Возможно, приступили к реализации товара из производственной программы декабря.
В дизельном сегменте цены сделок с летними и зимними сортами удержались от спада на уровнях предыдущего дня, а цены на межсезонные сорта валились вниз почти на всех НПЗ. В среднем на 1260 р/тн, но особенно интенсивно на: РНПК – минус 600 р/тн, на ЯНОСе – минус 470 р/тн, на Уфе – минус 550 р/тн.
Мазут активно дешевел на дешевеющей нефти. Спад продолжится. Потенциал спада, если соотнести его с нетбэк, составляет как минимум 100 р/тн.
Цены на керосин при разнонаправленности по НПЗ и по датам в среднем держатся в диапазоне 33 000-34 000 р/тн и выходить из него желания не показывают.
Дешевеют сжиженные газы – пропан, бутан и их смеси. Пик цен порядка 25 000 р/тн пришёлся на сентябрь, а к нынешним дням газ подешевел на 20%, до 20 000 р/тн.