Фаза спада бензиновых индексов, начавшаяся вчера, сегодня продолжилась, причём спад ускорился. Если вчера средние цены сделок с бензином понизились в среднем на 50 р/тн, то сегодня Аи95 подешевел на 100 р/тн, Аи92 – на 130 р/тн. Вероятно, и завтра мы увидим коррекцию вниз. Покупатели заняли выжидательную позицию, откладывают покупки до поры до времени. Длительность фазы спада - величина непредсказуемая. Можно лишь принять во внимание, что спад на предыдущем цикле «спад-отскок» продлился две недели, с 2 по 16 ноября.
Поведение региональных индексов полностью подчинено характеру поведения цен на НПЗ. В качестве показателя цен на НПЗ нами выбран Национальный индекс как средневзвешенная цена с учётом доли участия завода в поставках на внутренний рынок.
В высшую ценовую лигу с ценами выше 40 000 р/тн попадают Иркутск, Санкт-Петербург, Ростов. Установить причину столь разнородных регионов по потребительскому спросу, по экономическому потенциалу или удалённости от центров производства нам не удаётся. Принимаем этот занимательный факт как данность и как тему для пытливых исследователей рынка.
В среднюю ценовую лигу с ценами ниже 40 000 р/тн можно условно включить Москву и Красноярск, также не похожих друг на друга. А в низшей категории с ценами ниже 39 000 р/тн - Самара, Новосибирск, Екатеринбург.
Сделки с дизельным топливом ярко отслеживают климатические прогнозы. Межсезонка дешевеет на недоверии к этому виду топлива, вызванном несоответствием приближающимся морозам. Интерес к покупкам проснётся лишь в середине февраля, после излома зимы. Цены на летний дизель соответствуют экспортному паритету и будут в дальнейшем следовать в его русле.
Цены сделок с зимними классами, похоже, вышли на уровни, близкие к вершине года. Создаётся впечатление, что во второй половине октября участники торгов накапливали запасы, подогревая цены. Но уже к началу ноября трейдерами на нефтебазах создан необходимый запас. Его уровень поддерживают, но не наращивают. А потому и замерли ценовые индексы на предельных уровнях.
В части распределения цен по регионам видна такая же несообразность, как и в бензиновом сегменте. Самые высокие индексы сформировались в не самых холодных регионах – в Ростове-на-Дону и Санкт-Петербурге. А Новосибирск и Иркутск замыкают рейтинг.