Неделя отметилась резкой активизацией торгов, особенно в сегменте автомобильного бензина, хотя следует заметить, что предновогодние дни всегда сопровождались ажиотажными настроениями участников биржи. В эти дни интересы продавцов и покупателей совпадают - производителям нужно обеспечить заводы реестром отгрузок на длительную, почти полумесячную паузу, а покупатели стремятся забить нефтебазы под самую крышку, создавая резерв, интерес к которому подогревается к тому же ожиданиями роста цен из-за ежегодного ужесточения налоговых отчислений на нефтянку.
Всё как обычно. Именно поэтому предлагаем читателям взглянуть на картину динамики торгов прошлого переходного периода от старого года к новому, предполагая, что поведенческий характер участников торгов за год не изменился, хотя внешние обстоятельства могут несколько исказить общую картину, например, план остановки Московского НПЗ на длительный ремонт.
В качестве иллюстрации выбран период с декабря 2015 года по февраль 2016 года для двух наиболее актуальных тем – бензин и зимнее дизельное топливо.
На диаграмме представлены цены НПЗ на бензин Аи92 (REG) и объемы сделок по Национальному индексу СПбМТСБ.
Во второй половине декабря прошлого, впрочем, как и этого года, объёмы сделок нарастали до 40 тыс. тн в сессию, подталкивая цены вверх. Но тенденция роста в первые дни торгов наступившего января прекратилась, а возобновилась в конце января из-за повышенной в 2016 году на 2 000 р/тн ставки акциза. В нынешних обстоятельствах акциз с первого января 2017 года не повысится, он сохранится на уровне 2016 года - 10 130 р/тн, а это даёт основание полагать, что в январе нового года мы скорее увидим плоскую шкалу цен сделок с бензином, не исключаю при этом вероятность незначительного спада.
В этом же ряду данные статистики по отгрузкам бензина на внутренний рынок. За период с октября-декабря 2016 года на нефтебазы страны выгружено 6,3 млн. тн автобензина, что на 600 тыс. тн больше, чем за такой же период прошлого 2016 года. Короче, все факторы, а это подросшие нефтяные цены и акцизно-налоговые компоненты 2017 года, способствующие росту бензиновых индексов, уже учтены в текущих котировках.
В сегменте дизельного топлива зимних классов будущее поведение так же, как и в бензиновом сегменте, можно построить на архивном материале. В прошлом декабре пик средних цен на НПЗ (по Национальному индексу) пришёлся на последние дни ноября, а уже через месяц, несмотря на непрерывный рост объёма торгов, цены скатились на 13% вниз. Этому эффекту способствовала мягкая слякотная зима. Избыток наработанного товара и подавлял цены.
Несколько иначе сложилась конъюнктура этой зимой. Вдруг наступили ранние декабрьские, довольно крепкие, как в 1941 году, морозы. Цены на зимние классы резко пошли вверх, а на пиковые значения вышли лишь только к нынешним дням. Но тренд от растущего уже развернулся в сторону спада.
В наступающем январе сформировавшаяся тенденция спада, вероятно, продолжится, но полагаю, потенциал спада невысок. Его глубину, несмотря на хороший спрос, будет ограничивать нетбэк на уровне 36 000-37 000 р/тн.