Попытка нефтяных компаний, и надо отметить, успешная, подогреть биржевые цены на бензин и дизельное топливо во второй половине марта не осталась незамеченной антимонопольным ведомством. 4 апреля ФАС вынесла предупреждение четырем компаниям – «Роснефти», «Лукойлу», «Газпром нефти» и «Газпром газэнергосети» о нарушении антимонопольного законодательства, что проявилось в намеренном сокращении биржевых продаж и последующего за ним ростом биржевых индексов. Подробно о технологии разогрева цен мы знакомили читателей в предыдущем обзоре.
«Газпром нефть» увлеклась экспортом, справедливо упрекает компанию начальник управления ФАС: «В то время как простаивает на ремонте Московский НПЗ, компания могла бы удовлетворить спрос на внутреннем рыке».
«Роснефти» указано на необоснованное сокращение производства топлива на Уфимской группе НПЗ.
«Лукойлу» в который раз напомнили, что торговать на бирже с собственными региональными сбытами следует не в основную, а в дополнительную торговую сессию. Для этого она и создавалась.
Не первое и, полагаю, не последнее предупреждение летит в адрес нефтяных компаний. Вся история биржи СПбМТСБ, от первых её шагов до нынешнего дня, есть непрерывное состязание антимонопольщиков с нефтяниками. Ежегодно нефтяные компании получают два-три предупреждения. Без постоянного присмотра за поведением монополистов, ВИНКи давно бы уже раскрутили цены внутреннего рынка по их собственному разумению до «комфортных» значений или превратили биржу в некий инструмент показухи, в цирковое представление, гоняя в торговом окне товар между собой или внутри себя.
Горчичник, выписанный нефтяникам, оказался действенным лекарством. У ВИНК нашлись необходимые ресурсы, чтобы успокоить рынок. С первых дней недели сделки с бензином и дизельным топливом перешли от взлёта к горизонтальной траектории. Средневзвешенные цены сделок с бензином АИ95 на нефтеперерабатывающих заводах (по нац. индексу) обосновались на уровне 41800 р/т, с бензином АИ92 – на уровне 40100 р/т.
Как минимум до 12 апреля, а именно такой срок ФАС назначила нефтяникам для исполнения поручений, спокойствие ценовых индексов сохранится. Полагаю, и далее, до конца апреля, у производителей не появится искушения вернуться к тактике искусственного подогрева рынка. Лишь только во второй половине мая традиционно оживает рынок, спрос выходит на максимум, и начинается длительное летнее восхождение цен к максимумам года. И никакие заранее накопленные резервы не изменят многолетней традиции.
Мелкооптовый рынок, хоть и с запозданием, реагирует на поведение биржевых индикаторов.
Наглядно их связь иллюстрирует представленная диаграмма на примере рынка бензина АИ92 в Московской области. Всплеск биржевых цен в начале января на 1800 р/тн (плюс) 4,5% вверх (по региональному индексу «Москва-АИ92») подтолкнул цены на подмосковных нефтебазах на 1100 р/тн (плюс 3%).
Нынешний отскок на 1000 р/тн вверх пока не отразился адекватным ростом мелкооптовых цен, но непременно отразится. После того как закупленные по дорогой цене вагоны с бензином придут в Москву, мелкооптовые цены приподнимутся в третьей декаде апреля примерно на 1000-1200 р/тн вверх.
Что касается розничных цен на бензин, то они растут непрерывно. Литр бензина еженедельно дорожает в среднем на 8—10 копеек. Всего за первый квартал года 2017 года литр бензина Аи95 на московских АЗС подорожал на 1,10 руб (плюс 2,9%), Аи92 – на 1,08 руб (плюс 3,0%), дизельного топлива – 0,93 руб(плюс 2,5%).
Если же учесть установку ФАС о соразмерности темпов роста цен на топливо с темпами инфляции, то топливные цены шагают в три раза быстрее официальных показателей инфляции - 0,97% в первом квартале года.
Здесь же следует отметить, что рост розничных цен вывел маржинальность розничных продаж бензина с уровней 11% - 15% на довольно приемлемый уровень порядка 15-19%, у дизельного топлива розничная маржа ещё выше - 20%. Возможно, этот показатель несколько приглушит темпы роста цен топлива на АЗС. Будем посмотреть.