Нефть на неделе провалилась к минимумам августа 2016 года, до $47,86/барр по марке Brent. И это удивило экспертов, предрекающих рост котировок в свете вспыхнувшего конфликта между коалицией стран, возглавляемой Саудовской Аравией и Катаром. Обычно риски сокращения добычи или поставок сырья из-за усиления военно-политической напряжённости в нефтедобывающем регионе биржевые игроки перекладывали в цену барреля.
Будь то вторжение в Ирак, «Арабская весна» или война в Ливии. Но в этот раз рынок рассудил иначе. Среди игроков возобладало мнение о том, что последние события в Персидском заливе способны развалить коалицию «ОПЕК+», что страны начнут выходить из соглашения и наполнять рынок избыточным предложением. То есть обвал нефти связан с утрой веры в способность стран ОПЕК+ исполнять принятые обязательства. Такова текущая ситуация на рынке нефти.
Обвал нефтяных котировок как видим вызван догадками и предположениями. Котировки могут проседать и далее, но время догадок пройдёт, наступит время факта, и баррель вернет утраченные позиции. Такая цикличность в поведении нефтяных фьючерсов отмечается в этом году. Она обусловлена пристальным вниманием и чувствительностью рынка к новостям из штаб-квартиры ОПЕК, а также от её отдельных представителей. Каждый из 22 участника соглашения способен на вербальном уровне раскачивать котировки в ту или иную сторону, а уж эксперты из числа хедж-фондов расставят нужные им акценты.
Биржевые индексы на нефтепродукты хоть и связаны с мировыми ценами на нефть, но не столь оперативно. Пересмотр экспортных пошлин, способных повлиять на внутренние цены через нетбэк, осуществляется один раз в месяц по осреднённым показателям нефти, к тому же курс рубля относительно доллара в этом году менее чувствителен к баррелю. Оба этих обстоятельства сглаживают волатильность ценовых индексов СПбМТСБ. Их поведение в большей степени подвержено внутренней конъюнктуре.
Так в сегменте автомобильного бензина индексы, похоже, приближаются к зениту.
Такой вывод можно сделать на основании статистики прошлых лет, учитывая устойчивый, малоподвижный спрос на бензин в России и объёмы его производства. Так на внутренний рынок за пять месяцев текущего года выгружено 10,6 млн. тн автомобильного бензина, а год назад за такой же период – 10,54 млн. тн. И этого было достаточно, чтобы насытить рынок.
Из представленных диаграмм следует, что разворот от повышательного тренда к ниспадающей траектории приходится на конец июня (в сегменте Аи92) и на конец июля (в сегменте Аи95). Этому движению способствуют окончание фазы весенних ремонтов НПЗ. Вероятно, и в этом сезоне повторится нечто похожее, хотя в июле традиционно остановит переработку Сургутский ЗСК, а также намечены ремонты первичных установок на Рязанском НПЗ и Ангарской НКХ.
Необычным для индексов является невысокая установившаяся разность порядка 600-700 р/тн между индексами на марки бензина Аи95 и Аи92. Обычно среднестатистическая разница составляет около 2 200 р/тн. Вероятно, к такому соотношению могут продвигаться цены сделок с бензинами в предстоящие дни - либо за счёт опережающего темпа нарастания индекса на высокооктановый Аи95, либо за счёт падения индекса на Аи92, что почти невероятно.
В целом же складывается впечатление, что перестройка цен в сегменте автомобильного топлива под акцизно-налоговый пресс 2017 года завершились. Средняя цена сделок с бензином Аи92 за пять месяцев 2017 года возросла относительно пяти первых месяцев 2016 года на 10%, с 36 500 до 40 400 р/тн, с бензином Аи95 – на 8%, 38 300 до 41 500 /тн. При десятимиллионном обороте бензина выручка производителей бензина за пять месяцев выросла относительно прошлого года как минимум на 35 млрд. рублей. Но и такого роста цен по мнению нефтяников недостаточно, чтобы вывести переработку нефти в коммерчески привлекательный бизнес.
В сегменте дизельного топлива удорожание биржевых цен составило 14%, с 31 900 р/тн за пять месяцев 2016 года до 36 400 р/тн в нынешнем сезоне.
Начиная с первых дней июня цены биржевых сделок корректировались на понижение. Накануне производители перестарались, перегрев рынок дизтоплива. Вероятно, не последнюю роль в формировании растущего тренда дизельных цен оказал отток товара по программе северного завоза. Подготовка к нему началась в апреле. Тогда на нефтебазы Лены, откуда начинается речной путь в Арктику было отгружено 34 тыс. тн дизельного топлива в основном зимних классов. В мае – 57 тыс. тн. В июне поток не снизится, ожидается около 50-55 тыс. тн – и это пик поставок. А уже после июля объёмы отгрузок на Лену сокращаются кратно.
На диаграмме поведения индексов ДТ летом прошлого года отмечается их снижение до середины августа. Но оно связано не с внутренней конъюнктурой, а со спадом нефтяных котировок в то время с $50 до $42/барр. Не факт, что тенденция в нефти этого года повторит картину прошлого, но по-прежнему будем опираться в наших прогнозах по дизельному топливу в основном на нетбэк.