Российский рынок пальмового масла характеризуется:
- Устойчивым ростом импорта и расширением объема рынка. Увеличение поставок наблюдается на протяжении всего рассматриваемого периода (2001-2020 гг., за исключением некоторой волатильности в отдельно взятые годы). В 2019 году объем ввоза достиг 1 061,1 тыс. тонн. За 5 лет поставки выросли на 50,2% (на 354,7 тыс. тонн), за 10 лет (к 2009 году) - на 101,9% (на 535,6 тыс. тонн), к 2001 году - на 305,4% (на 799,3 тыс. тонн).
В январе-июле 2020 года, ввоз, по отношению к аналогичному периоду 2019 года, вырос еще на 5,1%.
- Практически полной зависимостью российского рынка пальмового масла от ситуации в Индонезии, поскольку именно эта страна обеспечивает основной объем поставок (84,1% в 2018 году, 89,4% в 2019 году, 94,6% в январе-июле 2020 года). Также в число поставщиков с относительно крупными объемами ввоза входят Малайзия, Нидерланды и Германия.
- Наличием относительно небольшого числа компаний-поставщиков. На долю ТОП-5 зарубежных фирм-изготовителей в 2019 году пришлось 76,9% всех объемов, в январе-августе 2020 года - 80,7%. На долю ТОП-5 российских компаний-импортеров в 2019 году пришлось 84,7% всех поставок, в январе-августе 2020 года - 91,2%.
- Ростом цен на пальмовое масло. Начиная с июня 2020 года, мировые цены на пальмовое масло начали стремительно расти. Мировые цены на пальмовое масло в сентябре 2020 года, по отношению к маю 2020 года, выросли на 38,4% до 798,1 USD/т (цены на рафинированное пальмовое масло малайзийского производства с доставкой в Нидерланды, CIF Роттердам).
По состоянию на 28 сентября 2020 года, средние цены на сырое масло в Индонезии (с отгрузкой на условиях FOB) составили 715,0 USD/т. За прошедшие три месяца они укрепились на 22,2%.
Подробнее смотрите по ссылке: О мировых ценах на пальмовое масло в 1960-2020 гг., прогноз до 2030 года.
Следует отметить, что рост цен касается абсолютно всех основных видов растительных масел. Так, за прошедшие четыре месяца (в сентябре 2020 года, по отношению к маю 2020 года), мировые цены на подсолнечное масло выросли на 20,6%, на соевое масло - на 32,6%, на рапсовое масло - на 17,7%, на пальмоядровое масло - на 13,1%, на кокосовое масло - на 24,3%, на арахисовое масло - на 18,4%.
Такой рост цен, помимо сокращения объемов мирового предложения, может быть связан с оживлением мировой торговли после завершения активной фазы самоизоляции во время коронавирусной инфекции. Напомним, что мировые цены на растительные масла и на пальмовое масло, в частности, в период с октября 2019 года и по январь 2020 года динамично росли (на пальмовое масло они выросли с 591,4 USD/т до 810,1 USD/т). Начиная с февраля цены начали ослабевать и в мае опустились до отметок в 573,9 USD/т.
В целом же укрепление цен на пальмовое масло связано с сокращением объемов производства в странах-производителях (Нидерланды и Малайзия), сокращением экспортных поставок из этих стран, а также устойчивым мировым спросом на наиболее дешевый (из ключевых видов масел) продукт.
По оценкам TheWorldBank, проводимым в апреле 2020 года, по итогам всего 2020 года, цены на пальмовое масло будут выше, чем в 2019 году в среднем на 8,1%. В 2021 году они возрастут еще на 2,8%.
Для российского рынка ситуация по ценам усугубится в связи с девальвацией национальной валюты. Кроме того, как ожидается, на внутреннем рынке вырастут цены и на другие виды масел - подсолнечное и соевое. Рост цен на подсолнечное масло в текущем сезоне (2020/2021) будет связан с сокращением сборов семян подсолнечника. Аналогичная ситуация отмечается и с соевыми бобами.
Подробнее смотрите по ссылке: О ценах на пальмовое масло в России в 2015-2020 гг.
- Отсутствием ярко выраженной сезонности поставок в зависимости от времени года.
- Преобладанием в общих поставках пальмового масла продукции, предназначенной для пищевой промышленности. Доля пищевого пальмового масла в общем объеме ввоза в 2019 году составила 98,8%, соответственно 1,2% - масло для технического применения.
В целом эта разбивка носит несколько условный характер, но как мы понимаем, масло, применимое для пищевых целей, может быть использовано и для прочих целей (например, как смазочные материалы в различных индустриях, для производства мыла, продукции лакокрасочной промышленности и так далее). В то же время масло, изначально ввезенное для непищевых целей, в продовольственной индустрии не может быть применено.