За 85 лет конструкторская школа ГАЗа прошла огромный путь – от технического отдела предприятия к одному из крупнейших в России инженерно-конструкторских центров. За эти годы разработано более 300 моделей и модификаций техники, опытных конструкций грузовых и легковых, военных и специальных автомобилей.
По легендарным машинам марки ГАЗ, разработанным инженерами предприятия, можно изучать историю нашей страны. Продукция Горьковского автозавода всегда органично вписывалась в контекст ключевых исторических событий, играла важную роль в жизни страны и олицетворяла целые эпохи в жизни государства. Индустриализация всей страны и полуторка ГАЗ-АА, которая сыграла важную роль в годы Великой отечественной войны; Москва 1930-х годов и легендарная «эмка» (ГАЗ-М1); бронетехника ГАЗ и специальные автомобили ГАЗ-61, ГАЗ-64, ГАЗ-67 на полях войны; послевоенные годы и автомобили «Победа» и ГАЗ-69; подъем сельского хозяйства и знаменитые грузовые автомобили ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-52, ГАЗ-53, ГАЗ-53А, ГАЗ-66; государственный аппарат Советского Союза и солидные ЗИМы и «Чайки»; годы оттепели 1960-х и символ демократических перемен «Волга» ГАЗ-21; 80-е годы и дизельные автомобили ГАЗ-4301, ГАЗ-6008, ГАЗ-3306; переломные 90-е и популярнейшая «ГАЗель», которая помогла в становлении рыночной экономики, дала импульс развитию малого и среднего бизнеса и сегодня продолжает лидировать на отечественном рынке коммерческих автомобилей.
У истоков инженерного центра ГАЗа стоял инженер-автомобилист Владимир Иванович Ципулин, который возглавил первое конструкторское бюро. При нем были созданы бюро шасси и двигателей, кузовов, экспериментальная лаборатория, экспериментальная мастерская, бюро переводов, общезаводские светокопировальный кабинет и техническая библиотека. В 1933 году главным конструктором завода стал Андрей Александрович Липгарт, с именем которого связано становление конструкторской школы ГАЗа. Коллективом конструкторской школы в разные годы руководили Александр Дмитриевич Просвирнин, Игорь Сергеевич Мухин, Юрий Владимирович Кудрявцев. В настоящее время конструкторский центр ГАЗа возглавляет Владимир Леонидович Четвериков, под его руководством разработан грузовой автомобиль «Валдай», выпущены автомобили семейства «БИЗНЕС» и NEXT.
Сегодня компетенции по разработке и модернизации автомобилей «Группы ГАЗ» сосредоточены в Объединенном инженерном центре компании, созданном на базе инженерной службы Горьковского автозавода. Все новые проекты ведутся на основе современной системы планирования и разработки продукта PPDS (Product planning and development system), позволяющей организовать процесс таким образом, чтобы на каждом из этапов максимально учитывать запросы потребителей, требования по качеству и границы себестоимости.
Собственный мощный вычислительный центр, современное оборудование прототипирования и испытаний позволяют существенно ускорить процесс разработки новых моделей. Среди новейшего оборудования, установленного в Объединенном инженерном центре в последние годы, – пресс гидроэластичной штамповки Quintus FlexForm, новый окрасочно-сборочный комплекс, пятикоординатный скоростной станок Mecof Dynamill, промышленные 3D-принтеры, газоаналитический комплекс. Собственный полигон с разными видами дорожного покрытия и шумомерным участком позволяет проводить комплексные испытания автомобиля по основным сертификационным параметрам. За последнее время «Группа ГАЗ» инвестировала свыше 800 млн руб. в оснащение конструкторского центра современным оборудованием и программным обеспечением.
Новейшая разработка Объединенного инженерного центра – семейство легких и среднетоннажных коммерческих автомобилей NEXT– сочетает в себе современные технические решения, самую низкую стоимость владения в своем классе, высокий уровень функциональности, комфорта, безопасности и надежности. Всего за год после начала продаж «ГАЗель NEXT» стала самой популярной моделью легкого коммерческого автомобиля на российском рынке.