"Школа Агробизнеса" уже не в первый раз собирает под своей крышей недалеко от Ростова-на-Дону специалистов сельского хозяйства – агрономов, руководителей, коммерческих директоров, которые хотят повысить свою квалификацию и получить новые практические знания по внедрению передовых аграрных технологий, таких как "нулёвка" и "минималка".
Эти названия уже давно на слуху, но специалисты, которые имеют в них реальный практический опыт, и способны самостоятельно разрабатывать схемы работы, по-прежнему наперечёт. Мало кто может осознанно скомпоновать технику, средства защиты растений, нужные удобрения и семена в единую технологию так, чтобы из года в год хозяйство давало стабильные урожаи, невзирая на капризы климата.
И каждый раз, слушая лекции вместе с посетителями, трудно отделаться от мысли, что именно такой должна быть любая настоящая учёба: когда студенты съезжаются за многие десятки километров, платят свои деньги за право выслушать лектора и задать ему вопросы, а после окончания семинара обступают его, долго не давая уйти, и уточняют, спрашивают, допытываются...
Мы спросили ведущего специалиста "Школы Агробизнеса" Елену Дудкину о том, для чего же нужны эти семинары людям, которые отдали не один год своей жизни работе в поле, имеют большой опыт работы на земле – и всё же раз за разом приезжают в "Школу" за новыми знаниями.
Agro2b.ru: Елена, здесь собрались профессионалы, не новички в своём деле: агрономы, руководители предприятий, у каждого немаленький опыт практической работы… Как людям с их знаниями и практикой могут помочь ваши семинары?
Е. Дудкина: Какие-то вещи – например, то, что относится к кормлению растений – относятся к традиционным технологиям. Но многие уже перешли на новые приёмы, которые работают по-другому – а всё, чему их учили, устарело на десятилетия. Знаний элементарно не хватает. Опыт надо перенимать либо у американцев, либо у аргентинцев – там, где это внедрено и работает, а ехать туда – далеко, и не у всех получится.
Не во всех предприятиях есть специалисты, которые грамотно работают. Я имею в виду агронома, который должен правильно подобрать удобрения и средства защиты. Вот, например, многие вносят карбамид разбросным методом. Это же неправильно! Удобрение просто не усваивается, но люди думают: ну, наверное, должно работать… А собственник видит, что деньги тратятся, а прироста нет. Так многие и решают ехать поучиться.
То есть применяют обрывки тех знаний, что у них есть, и ничего не получается?
Да! Работают без базы и несистемно, просто не понимая природы процесса, не видя, к чему это приведёт. Те специалисты, которые как-то разбираются в своей области, повторяют известные им приёмы, или копируют их у других без всякой системы. Спросишь иного, «а зачем ты делаешь такую обработку? А вот эту?» А в ответ – «а директор сказал…»
Решили на удобрениях сэкономить – а получается, не сэкономили, а просто недовнесли. Конечно, иногда случайно, «методом тыка», может получиться правильно.
Получается, не специалист, агроном, советует своему директору, а наоборот – сам бежит к нему за указаниями?
Бывает и так, даже несмотря на что, что директор не всегда сам агроном.
А можете ли вы посоветовать виды или марки техники, подходящие к тем технологиям, которым вы обучаете?
Производителя мы не советуем, мы говорим, какая нужна конструкция. Мы говорим о принципах, а производителя пусть каждый выбирает сам. Лучшая реклама – это поля, обработанные той или иной техникой.
А можете ли вы для сочетания условий – требуемой культуры, почвенно-климатических условий, денег в наличии – посоветовать конкретный комплекс мер?
Да, я работаю в проектном офисе. Мы делаем проекты для любого региона России, Молдовы, Казахстана, Туркменистана, наш опыт работы – с 2006 года. Сейчас у нас идут проекты в России, в частности Татарстане, и в Казахстане. Клиент, который приходит к нам, говорит: вот мои средства, вот моя цель, какими шагами мне её достичь? Мы разрабатываем модель будущего предприятия, клиент может её корректировать, и мы вместе достигаем этой цели.
И вы для каждого случая разрабатываете конкретное решение?
Конечно, потому что можно сделать какую-то общую примерную модель, но у всех свои условия, и параметры приходится сильно корректировать. Заготовки, конечно, есть, но любую модель приходится подгонять под конкретные требования: какова себестоимость продукции, на какие рынки она выйдет, какие условия внутри предприятия, каковы основные средства, их амортизация – всё это на входе, а на выходе – конкретная модель для данного предприятия.
Такое ощущение, что самый ценный элемент в этом процессе – грамотный специалист.
Ну конечно! У нас только такие и работают. Это касается и предприятий, с которыми мы сотрудничаем. Когда мы учим, с нами вместе работают те люди из компании-клиента, которым всё это потом внедрять. Ведь мы уйдём – а они останутся. Таких примеров много. Недалеко от нас Ставропольский край, а там – Пятигорский хлебокомбинат. Там в хозяйстве был обычный агроном, а стал – современный специалист.
А вы не боитесь всех клиентов растерять, как тот молодой врач, который слишком быстро вылечил всех своих больных?
Боимся, конечно! Но надо ведь свою работу делать правильно, а не вытягивать деньги. Наша работа длится год или два; в Крыму у нас был проект на три года. Работа заканчивается, когда люди понимают, как нужно действовать дальше, и переходят на самообслуживание. Хотелось бы работать подольше, но мы своих клиентов уважаем. Потом, конечно, общаемся с ними, поддерживаем добрые отношения.
А бывает так, что клиенты, которых вы обучили, вывели на уровень, возвращаются к вам за новыми технологиями?
Да, так и было в Крыму. Два года мы работали по растениеводческому проекту, а в третий год вышли на управленческий проект. Нам сказали, что технологии вышли на нужный режим, а теперь мы хотим готовить управленцев.
То есть от технологий перешли к менеджменту?
Да, одну команду сменила другая, и стали помогать уже в новой сфере.
Здорово! Разговаривая с вами, самому захотелось сменить профессию и стать проектным агрономом.
Всегда пожалуйста! Нам всегда нужны специалисты, у которых «горят глаза», и которые занимаются своим делом с душой!