Пожалуй, главным событием дня следует признать факт достижения баррелем, хоть и одномоментным, цены $50. Последний раз такая цена была зарегистрирована в октябре прошлого года. Основными причинами роста нефтяных котировок эксперты называют снижение поставок из Нигерии, пожары в Канаде наряду с устойчивым спросом на нефть в Китае.
К тому же лето, как известно, пора отпусков, пора высокого спроса на автомобильное топливо. Впрочем, 50- долларовая высота ожидалась со дня на день.
Котировки нефти на биржах топтались на уровнях выше 49 долларов несколько предыдущих дней, поэтому говорить о резком удорожании не приходится. Баррель на горизонте январь-май, как это демонстрирует диаграмма, дорожал почти линейно, прибавляя от месяца к месяцу 3,5-4,0 доллара.
Если линейный тренд продолжится, то к концу лета, на пике сезона, баррель может дотянуться до 55 долларов.
Рубль, сколько бы не говорили досужие репортёры об его отвязке от нефти, на самом деле остался привязанным к ней. По мере удорожания барреля с $30 до $50 рубль укрепился с 78 до 65. В рублевом эквиваленте 49-долларовый баррель установился на цене 3 200 руб/барр. И опять, если следовать линейной логике, к середине лета курс рубля к доллару может укрепиться до 60 руб/долл.
Внутренний рынок нефтепродуктов, если судить по поведению ценовых индексов, пошёл, если не вразнос, то к очередным рекордам пока ещё не полного года.
Бензин дорожал сегодня особенно интенсивно: Аи92 прибавил 400 р/тн, до 38 600 р/тн по Владимирскому индексу, Аи95 – 200 р/тн, до 40 500 р/тн. На НПЗ Москвы, Рязани, Ярославля цены сегодня подтянулись вверх на 250-450 р/тн, но следует обратить внимание на Самарскую и Уфимскую группы НПЗ, где при высоком объёме предложений интенсивно росли цены сделок. Круто пошли вверх цены и на сибирских НПЗ: Ачинск, Ангарск – плюс 600 р/тн на Аи92, плюс 300-400 р/тн – Сургут, Омск.
После затяжного спада ценовых индексов, продолжавшегося с 12 по 23 мая, нынешнее поведение можно с некоторой осторожностью трактовать как разворот к летней фазе обострения оптовых цен. Не последнюю роль в активизации спроса стала, полагаю, очередная сводка ЦДУ ТЭК, согласно которой резервы автомобильного бензина на НПЗ и нефтебазах страны сократились за предыдущую неделю на 58 тыс. тонн, с 1,873 до 1,815 млн. тонн.
В сегменте дизельного топлива поведение биржевых индексов по-прежнему связано с величиной спрэда между нетбэком и внутренними ценами. Нетбэк по расчётам ценовых агентств сегодня не вырос, но спрэд за счёт роста внутренних цен сузился с 2 500 вчера до 1 800 р/тн сегодня.
Как видим, потенциал роста внутренних индексов хоть и снизился, но остаётся ещё достаточно высоким, чтобы по-прежнему подталкивать биржевые индексы вверх. Лидерами роста сегодня, впрочем, как и вчера, стали Рязанский, Московский, Ярославский, Самарская группа НПЗ, где цены подскочили на 700 р/тн.
Ещё три таких подскока и выйдем на паритет с экспортом. А тем временем, оператор Московского НПЗ с 28 мая повышает мелкооптовые цены на Володарской ЛПДС на 500 р/тн вверх, до 33 200 р/тн.
Учитывая региональный индекс, MOS_DTL достиг сегодня 34 722 р/ тн, его среднее значение за пятидневку составило 33 700 р/тн. Согласно формульному ценообразованию, принятому в компании, ближайший ориентир цены на Володарской ЛПДС может дотянуться до 33 700 + 900 = 34 600 р/тн.
Резко дорожал мазут. Внутренние цены подтянулись за два дня к 7 000 р/тн, что даже несколько опережает паритетные. Потенциал роста цен на данный момент исчерпан.
Керосин подешевел в среднем на 200 р/тн. Спрос низкий. Если в апреле среднесуточный биржевой объём сделок составлял 8 тыс. тонн, то в мае этот показатель опустился до 7 тыс. тн, а в предыдущую пятидневку едва вытягивает 5 тыс. тн в сессию.