При этом министерство рассчитывало, что ему будет выделено как минимум на 32,5 млрд. рублей больше, в то время как Минфин РФ настаивал на сумме, не превышающей 204 млрд. рублей, пишет "Коммерсантъ".
До начала совещания паспорт госпрограммы развития АПК на 2017-2019 годы предусматривал ее финансирование в 300 млрд., 324 млрд. и 338 млрд. руб. соответственно по указанным годам. Минфин РФ, в свою очередь, называл предельными суммы в 1,5 раза меньшие - 204 млрд. руб. в 2017 году, 198 млрд. руб. в 2018-м и 194 млрд. руб. в 2019 году.
При этом сокращение бюджетных расходов должно быть нарастающим: в 2016 году объем финансирования госпрограммы уже был сокращен с паспортных 258 млрд. до 237 млрд. руб., а в результате последующей оптимизации бюджетных расходов - до зафиксированных законом о бюджете 213,6 млрд. руб.
Среди первоочередных расходов, которые указал Минсельхоз РФ, оказались программа мелиорации, борьба с эпизоотиями, запуск льготного кредитования аграриев и стимулирование инвестиций в АПК. При этом на последнее направление у ведомства оставалось лишь 11,5 млрд. рублей. Это гарантирует острую конкуренцию между получателями такой поддержки, ведь государство покрывает в таких проектах 20% затрат на строительство, а очереди на рассмотрение ждут 145 инвестпроектов: 95 молочных комплексов на 30 млрд. рублей, 15 овощехранилищ на 1,4 млрд. рублей, 7 тепличных комплексов на 4,1 млрд. рублей и 16 селекционных центров на 5,5 млрд. рублей.
В связи с этим Минсельхоз РФ запросил у правительства расширения бюджета как минимум на 32,5 млрд. рублей, а в лучшем случае - на 50,8 млрд. рублей. Эти средства министерство готово было направить на гранты фермерам (10 млрд. рублей), субсидирование части ставки по инвесткредитам (5 млрд. рублей), расширение льготного кредитования (10 млрд. рублей) и программы мелиорации (на 2,5 млрд. рублей), а в "оптимальном" сценарии - дополнительно поддержать Россельхозбанк, "Росагролизинг" и производство сельхозтехники.
По словам главы Минсельхоза Александра Ткачева, ограничение в 204 млрд. рублей в 2017 году вызовет сокращение поддержки краткосрочного кредитования в 1,3 раза (в 2016 году она уже сократилась в 3,6 раза), что в перспективе сократит поголовье на 460 тыс. голов в молочном скотоводстве и на 200 тыс. - в мясном, и вызовет недопроизводство 2,76 млн. тонн молока и 90 тыс. тонн мяса в живом весе.
По оценке Минсельхоза России, сокращение поддержки льготного кредитования выльется в двукратный рост нагрузки на плательщиков таких кредитов, а отказ от докапитализации Россельхозбанка "поставит под угрозу" выдачу новых займов. Отсутствие поддержки производителей сельхозтехники вызовет снижение обеспеченности ею - 10 млрд. рублей нужны Минсельхозу для консервации нынешнего уровня. Также отказ от дополнительного финансирования АПК вызовет "снижение экспортного потенциала" его продукции и "невыполнение поручений президента и правительства по стимулированию экспорта".
Недофинансирование угрожает и импортозамещению: в ведомстве прогнозируют "рост импорта молочной продукции, говядины и свежих овощей" и потерю ниши на мировом рынке мяса птицы и свинины. Между тем, по итогам совещания Дмитрий Медведев согласился повысить "потолок" сельхозрасходов, определенный Минфином РФ, лишь на 10 млр. руб., до уровня 2016 года (214 млрд. руб.), что де-факто означает его сокращение в реальном выражении.
При этом премьер-министр отдельно отметил целевое назначение дополнительных денег: они должны быть направлены на льготное кредитование аграриев.
"Льготная ставка по кредитам аграриям в 5% должна заработать к 2017 году", — сказал премьер, потребовав включить этот пункт в бюджетные планы министерства.
В самом ведомстве призвали не воспринимать решение правительства как увеличение финансирования. Минсельхоз уже "готовит для внесения в правительство бюджетные проектировки, исходя из суммы в 214 млрд. рублей", для этого потребуется перераспределить средства между 54 направлениями субсидий, и эта работа может быть сделана "достаточно быстро", заявил представитель ведомства.