Концерн «Тракторные заводы» (КТЗ) будет выпускать комбайны на мощностях Владимирского моторо-тракторного завода (ВМТЗ) в партнерстве с финской компанией Sampo Rosenlew.
Президент КТЗ Михаил Болотин подтвердил, что концерн договорился с Sampo о поставках ключевых узлов для комбайнов. «Речь идет о жатвенной части комбайна», - уточнил Болотин. Комплектующие Sampo будут использоваться при производстве новой собственной модели комбайнов КТЗ под брендами «Агромаш» и «Енисей». Комбайны будут собирать на мощностях ВМТЗ (входит в КТЗ, сейчас выпускает тракторы и дизельные двигатели), в 2013 г. объем производства составит 300 ед. Двигатель будет поставлять Алтайский моторный завод, который тоже входит в КТЗ. Первая тестовая партия комбайнов уже собрана и сертифицирована.
Основной площадкой, на которой КТЗ выпускает комбайны, всегда был Красноярский завод комбайнов (КЗК), но объемы производства там в последнее время низкие, говорит директор ассоциации «Росагромаш» Евгений Корчевой. После присоединения России к ВТО импортная пошлина на комбайны снизилась с 15% до 5%. Утилизационный сбор на сельхозтехнику, который мог бы защитить внутренних производителей, пока не введен.
По данным Росстата, за январь-сентябрь в Красноярском крае (кроме завода, других производителей этой техники в регионе нет) выпущено 210 зерноуборочных комбайнов (всего в России 4,9 тыс.). Выпуск сельскохозяйственных тракторов на ВМТЗ в январе-сентябре снизился на 67%, до 133 ед. Всего с января по сентябрь в России было произведено 13,2 тыс. тракторов (рост на 2,9%).
В России сборку комбайнов ведут John Deer и Claas, а также CNH в СП с КамАЗом. Из комплектующих Sampo сборку комбайнов под брендом Terrion ведет «Агротехмаш» в Тамбове.
«Запуская производство комбайнов в партнерстве с иностранным производителем, КТЗ пытается не только хеджировать риски снижения продаж, но и улучшить ситуацию в концерне, сельскохозяйственный дивизион которого находится в наиболее сложном положении», - отмечает Михаил Пак из «Атона».
По данным газеты «Ъ», на конец 2011 г. общий долг концерна составлял около 57 млрд. руб. 100% акций КТЗ принадлежат ВЭБу, который получил их в 2010 г. под кредит 15 млрд. руб. Концерном управляет менеджмент во главе с бывшим основным владельцем Михаилом Болотиным. Из-за сложной финансовой ситуации в концерне ВЭБ дважды поднимали вопрос о смене управляющей команды, но конкурс на новый менеджмент так и не объявлен. Для руководства КТЗ, полагает Михаил Пак, необходимо улучшить операционные результаты и увеличить объем продаж, поэтому концерн пытается запустить новые продукты.