Разнобой в поведении индексов можно объяснить, с одной стороны, избытком предложений, а с другой - неуступчивостью продавцов давлению покупателей на цены. Своеобразное перетягивание каната с переменным успехом.
Бензин марки Аи95 за первые четыре дня недели подешевел в среднем на 400 р/тн, а уже в пятницу отыграл половину просадки. Цены на Аи92 первые три дня держались ровно, а затем резко подскочили на 700 р/тн вверх. Такая волатильность поведения индексов есть не более чем локальная бесформенность.
При более широком взгляде нельзя не заметить, что бензиновые индексы находятся в целом на нисходящей сезонной траектории. Нынешняя хаотичность может продолжиться ещё неделю-другую, но с такой же вероятностью можно утверждать, например, что уже с понедельника бензиновые индексы из бесформенного поведения перейдут в продолжительную фазу скольжения вниз. Как это регистрировалось в 2015 году.
Отскок бензиновых индексов на этой неделе в трейдерской среде объясняют якобы предстоящим усилением экспорта бензинов как автомобильных, так и прямогонных. К тому же экспортное направление даёт премию относительно внутренних цен порядка 3 000 - 4 000 р/тн. Почему же производители не пользуются этим каналом для регулирования внутренних цен?
Можно высказать примерно две версии. Первая – ограничены транспортные возможности. Предел по бензину – 1 млн. тонн в месяц. Такой максимум зарегистрирован в хмуром декабре прошлого года. Вторая версия – традиционные покупатели российского бензина, как и российский рынок, испытывают сезонное переполнение товаром и не готовы принять дополнительные объёмы.
Дизельное топливо.
В этом сегменте поведение цен можно объяснить прогнозами погоды. Всё менее востребованы межсезонные и летние сорта топлива. Так биржевой оборот с межсезонным дизелем достигал в первые дни октября 15-19 тыс. тн в торговый день, а к концу недели снизился вдвое – до 7-8 тыс. тн.
Этим обстоятельством объясняется понижательны характер цен на межсезонку, примерно на 300 р/тн от максимума 34 042 р/тн (по Территориальному индексу). Не факт, что снижение продолжится. Цены на межсезонку совпадают с паритетными. Потенциала для роста нет, как и нет для снижения. В этой связи цены на межсезонку предположительно останутся около достигнутых значений.
В этом же ряду и по такой же причине цены сделок с летним топливом останутся в диапазоне 33 000+/-500 р/тн, без особых надежд выйти из него.
А вот цены на зимние сорта продолжат восхождение. На текущей неделе они приросли в среднем на 600 р/тн. А поскольку зима приближается, то и растущий спрос на неё будет подталкивать цены вверх, вплоть до января.
Удивило поведение керосина. Цены на него беспричинно росли непрерывно в течение недели, прибавив почти 1 000 р/тн, и также беспричинно в одночасье рухнули. Причём, если рост можно было объяснить повышенным спросом для производителей «народного дизеля», то спад никак нельзя связать с их категорическим отказом от технологии блендинга «ДТл +ТС». Скорее, цены керосина достигли границы, за которой блендинг коммерчески становится невыгодным.
Мазут дорожал в тренде растущего нетбэка, достиг нетбэка и масштабно повторяет его поведение. В этом сегменте поведение ценовых индексов предсказуемо настолько, насколько предсказуемо поведение нефти. А нефть непредсказуема, хотя на текущей неделе обновила годовые максимумы $53/барр и пока новостными лентами поддерживается на высоком для нынешнего года уровне.