КУРС ЦБ $ USD 91,7791 EUR 98,0270
00:00:00  00.00.0000
Москва 0 , 0м/с
За правку: перевозчики просят ввести госрегулирование цен на дизель
Какие еще меры предлагает рынок для стабилизации стоимости топлива
Подписаться на новости

Грузоперевозчики призвали власти ввести госрегулирование цен на дизель и зафиксировать его стоимость ниже 60 рублей за литр. Такие меры предложили кабмину в ассоциации «Грузавтотранс». За неделю дизель подорожал на некоторых АЗС в регионах на 10% — до 68–70 рублей за литр, отмечается в обращении. На призыв уже отреагировали в Минэнерго. О том, к чему, по мнению властей, может привести введение инструмента госрегулирования в топливном сегменте и какие еще варианты стабилизации цен предлагают участники рынка, — в материале «Известий».

Ценовая фиксация

Российские грузоперевозчики призвали власти ввести госрегулирование цен на дизельное топливо и зафиксировать его стоимость. Об этом говорится в письме президента Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» (общественная организация, в которую входит более 200 компаний) Владимира Матягина председателю правительства России Михаилу Мишустину. С документом от 22 августа ознакомились «Известия».

Всего за неделю дизель на ряде АЗС регионов Центральной и Южной России подорожал на 10% и уже стоит около 68–70 рублей за литр, рассказал Владимир Матягин «Известиям». Такая ситуация, по его словам, сложилась из-за резкого роста цен на топливо в опте, а также из-за отмен скидок АЗС для автомобилистов.

 

Грузоперевозчики отмечают, что для сохранения рентабельности работы транспортных компаний при сложившейся стоимости услуг перевозки необходимо зафиксировать цену топлива на уровне, который был несколько недель назад — ниже 60 рублей. В противном случае «увеличится стоимость логистики груза, которая увеличит конечную стоимость товара для потребителя», указано в письме.

123

Как писали «Известия», оптовая цена топлива в России этим летом неоднократно била рекорды, а рост розничной превысил темпы инфляции. Стоимость дизеля на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) 16 августа в 11-й раз за месяц обновила исторический максимум, превысив 66 тыс. рублей за тонну, свидетельствуют данные торговой площадки. 23 августа дизель стоил около 66,4 тыс. рублей за 1 т, АИ-92 — 63 тыс., АИ-95 — 70,9 тыс.

Дороже всего дизель стоит в Магаданской области (76,22 рубля за 1 л), в Якутии (75,97 рубля), на Сахалине (74,57 рубля), на Камчатке (72,87 рубля) и в Забайкалье (69,8 рубля), следует из данных Росстата. За последнюю неделю во многих регионах зафиксированы сигналы о росте цен на это топливо, а также о проблемах его наличия на заправках, сообщил заместитель министра сельского хозяйства России Андрей Разин на онлайн-совещании с субъектами РФ 21 августа.

— Госрегулирование внутренних цен на топливо в опте и рознице вполне целесообразно, так как поможет сдерживать темпы роста инфляции, — отметил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.

При этом эксперт добавил, что фиксация стоимости дизеля на уровне ниже 60 рублей за 1 л приведет к тому, что поставлять топливо на внешние рынки для нефтяников станет еще выгоднее и они могут начать активно наращивать экспорт нефтепродуктов. Также этому поспособствует предстоящее сокращение демпферных выплат нефтяникам (в Минфине сообщали, что с 1 сентября они сократятся вдвое — на 50 млрд рублей в месяц), считает аналитик. Поэтому, по словам Владимира Чернова, если правительство все-таки решит реализовать предложенные перевозчиками меры, будут необходимы и дополнительные ограничительные инструменты по экспорту.

 
 

Вице-премьер Александр Новак поручил Минэнерго продумать лицензирование экспорта нефтепродуктов, писали СМИ 14 августа. Минэнерго тогда предложило ввести список специальных экспортеров нефтепродуктов как одну из мер для пресечения схем «серого» экспорта.

— В летний сезон волатильность на бирже была обусловлена восстановлением цен на российские нефтепродукты на мировом рынке, а также изменениями курса рубля. Кроме того, цены на моторное топливо летом растут традиционно, — сказали «Известиям» в Минэнерго.

Введение инструмента государственного регулирования цен в топливном сегменте может привести к нехватке продукции, добавили в ведомстве.

Для стабилизации цен Минэнерго регулярно проводит совещания с участниками рынка и совместно с РЖД осуществляет контроль за доставкой нефтеналивных грузов в регионы страны, заключили в министерстве.

«Известия» направили запросы в кабмин, Минтранс, аппарат вице-премьера Александра Новака, ФАС и нефтяные компании.

С поддержкой предложенных «Грузавтотрансом» мер выступил вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.

— Сейчас цены на топливо — как в опте, так и в рознице — находятся на рекордных уровнях. Это очень больно бьет не только по карманам водителей, но и по экономике в целом. Руководство страны ставит задачу не допустить роста цен на товары первой необходимости — но как ее выполнить в нынешних условиях, если в стоимости каждого товара заложены расходы на топливо и логистику? Поэтому меры государственного регулирования сегодня представляются целесообразными, — сказал эксперт «Известиям».

Горючий вопрос

Впрочем, представители топливного бизнеса не поддерживают предложений и видят риски их негативных последствий.

— Мы выступаем против фиксации цен на топливо. Российская топливная розница и так находится в состоянии постоянной проблемы диспаритета роста оптовых и розничных цен, когда оптовые цены растут сильно быстрее розничных. Это ставит АЗС в стрессовые условия работы на пределах низкой маржинальности. Указанная мера приведет к снижению количества заправок из-за ухода с рынка независимых операторов, — заявил президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов.

Зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев отметил, что если зафиксировать только розничные цены топлива на АЗС, то придется найти источник возмещения затрат заправкам из-за реализации топлива «в минус».

— Если говорить о госрегулировании, тогда придется устанавливать предельные цены и в рознице, и в мелком опте, и в крупном, что означает отказ от биржевого ценообразования. Государство вряд ли к этому готово, — считает Дмитрий Гусев.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов согласен: такая мера вызовет недовольство нефтяных компаний.

— Это может привести к дефициту топлива: компании будут его придерживать, дожидаясь отмены регулирования цен государством, — сказал аналитик.

По мнению члена комитета Госдумы по экономической политике Сергея Алтухова, госрегулирование с предельными ценами приведет к дефициту и формированию теневого рынка.

Для исправления ситуации важно как можно скорее завершить ремонты на нефтеперерабатывающих предприятиях (НПЗ), а также пересмотреть логистику поставок топлива, предлагает Дмитрий Баранов.

— Возможно, стоит ввести временный приоритет для перевозок внутри страны таких грузов в некоторые регионы и/или для некоторых видов транспорта, — считает специалист.

Как рассказывали эксперты «Известиям», ремонты НПЗ и логистика влияют на цены топлива и его доступность в регионах. Из-за ремонта на Астраханском газоперерабатывающем комплексе с недостатком бензина на АЗС столкнулись жители Астраханской и Волгоградской областей. Нехватка топлива на заправках в Крыму, Краснодарском крае и других южных регионах произошла из-за нарушений срока доставки грузов по железным дорогам. В Минэнерго объяснили «Известиям», что сложности с ритмичностью поставок возникли на фоне высокой загруженности железной дороги в южном направлении в туристический сезон.

Увеличить объемы предложения на рынке помогут лицензирование экспорта топлива, запрет вывозить его не производителям, а также определение списка экспортеров и повышение экспортных пошлин, считает Сергей Алтухов. А по мнению Павла Баженова, для решения проблемы российского топливного рынка требуется кратное увеличение реализации через биржу нефтепродуктов, а также создание условий, делающих торговлю топливом внутри страны экономически более привлекательной в сравнении с экспортом.

 

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Источники: Известия
Friday, 26 April 2024
Thursday, 25 April 2024
Friday, 19 April 2024
Thursday, 18 April 2024
Wednesday, 17 April 2024
Tuesday, 16 April 2024
Tuesday, 09 April 2024
Monday, 08 April 2024
Friday, 05 April 2024
Thursday, 04 April 2024
Wednesday, 03 April 2024
Monday, 01 April 2024
All news