Российские СМИ сообщили 5 мая о проекте меморандума о строительстве транспортного коридора через Керченский пролив с китайскими компаниями, который готовится в Минтрансе РФ. Предполагается, что документ может быть подписан в ходе визита Владимира Путина в Китай в мае.
Среди китайских компаний, которые могут принять участие в проекте, названы частный фонд China International Fund Ltd (CIF) и государственная China Railway Construction Corporation (CRCC).
Что говорят
В конце апреля президент РФ Владимир Путин поручил правительству определить объемы и источники финансирования мероприятий по строительству транспортного перехода через Керченский пролив, чтобы реализовать проект уже в 2018 году.
Как сообщается, от комментариев по поводу участия китайской стороны в транспортном министерстве отказались. Однако источники, близкие к Минтрансу и «Автодору», подтвердили информацию о намерениях сотрудничать с Китаем. Также известно, что часть проекта может быть профинансирована в юанях.
Предварительная документация проекта должна быть разработана к 30 мая, а в июле будет прорабатываться финансовая схема и модель строительства. Только после этого может быть принято решение об участниках проекта. Подчеркивается, что участие китайских компаний не отменяет присутствия в проекте российских компаний. По словам источника, интерес к проекту подтвердили практически все ведущие игроки, которые занимаются инфраструктурным строительством, «но пока вариативность схемы их привлечения очень широкая — как конкурс, так и прямая передача заказа консорциуму компаний».
Почему Китай?
Привлечение китайских инвесторов эксперты называют политическим шагом. Поддерживая инвестиционный проект в Крыму, Китай таким образом поддерживает и внешнеполитическую позицию России. Для России такое партнерство становится особенно важным на фоне обострения отношений с Западом.
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин отмечает, что Китай сейчас является мировым лидером по строительству дорог и мостов с дешевой рабочей силой, но при этом считает, что «у китайских компаний нет новых технологий в строительстве».
Согласно проекту концепции ФЦП «Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа до 2020 года», создание многофункционального транспортного перехода через Керченский пролив может потребовать 200 млрд. рублей из федерального бюджета РФ в течение 5 лет, передает ИА ПРАЙМ.
Председатель Совета директоров ОАО «Таганрог-СпецАвтодор» Михаил Попов разделяет мнение о большой политической значимости проекта. Самая главная выгода от привлечения китайских подрядчиков, по его мнению, заключается в их «иммунитете» от возможных санкций США и Европы. В условиях, когда очередная волна санкций может заблокировать деятельность любой западной фирмы в России, китайские госкомпании являются наиболее надёжными и вдобавок к этому – опытными партнёрами.
В дополнение к этому, Китай обладает собственной устойчивой валютой, которая занимает всё большую долю взаиморасчётов страны с партнёрами (в 2012 году на расчёты в юанях в рамках валютных свопов перешли Австралия и Япония, в 2009 году аналогичный договор были подписан с Бразилией, центры торговли за юань планируется создать в Германии и Великобритании) и национальной платёжной системой.
«Строительство столь крупного инженерного сооружения в современных условиях неизбежно сталкивается с необходимостью международной кооперации», считает М. Попов, поэтому полностью отказываться от привлечения иностранных компаний видится нецелесообразным.
Китайские строители железных дорог зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. За несколько десятилетий в Китае возникла развитая железнодорожная сеть страны. В портфолио китайских железнодорожных строителей входят как подводные тоннели, высокоскоростные магистрали, так и самая высокогорная дорога в мире – Цинхай-Тибетская (при строительстве этой дороги был применён ряд уникальных инженерных решений, а в герметичных вагонах её поездов поддерживается постоянное атмосферное давление для сохранения здоровья и хорошего самочувствия пассажиров в условиях высокогорья – ред. Agro2b).
Карта железных дорог Китая (данные Википедии)
По мнению М. Попова, интерес и реальная поддержка китайских властей к созданию и развитию подобного транспортного коридора подтверждает, что строительство перехода – задача огромной важности не только для жизнеобеспечения Крыма, но и для создания нового международного транспортного коридора (МТК), придающего новый импульс инфраструктуре России.
Мост в Азию
Несмотря на разницу в колее и относительную дороговизну в сравнении с контейнерной линией, считает эксперт, железнодорожные перевозки перспективны по линиям ТРАСЕКА, Север-ЮГ, Восток-Запад (Северный, Южный). Запрос на движение грузов по эти направлениям был оформлен именно странами Азиатско-Тихоокеанского Сотрудничества. В перспективе возможно развитие МТК по направлениям Крым-Китай, Крым-Монголия, Иран, Турция:
Карта транспортных коридоров "Север-Юг" и "Запад-Восток" (данные с веб-сайта РЖД)
Своей заинтересованностью и реальным вкладом в проект Китай подчёркивает не только его текущую значимость, но и перспективу в рамках развития «коридоров» – в дополнение к задачам обеспечения коммуникаций «материковой» России с Крымом. Деятельное участие претендента на звание первой экономики мира станет надёжным противовесом попыткам изоляции России, а инвестиции и технологии, вкладываемые в проект, станут частью гарантий долгосрочного и выгодного сотрудничества России и Китая.