КУРС ЦБ $ USD 92,1314 EUR 98,7079
00:00:00  00.00.0000
Москва 0 , 0м/с
Зачем Китаю Крымский мост
Меморандум о сотрудничестве при строительстве моста через Керченский пролив в Крым может быть подписан в ходе визита Владимира Путина в Китай.
Подписаться на новости

Российские СМИ сообщили 5 мая о проекте меморандума о строительстве транспортного коридора через Керченский пролив с китайскими компаниями, который готовится в Минтрансе РФ. Предполагается, что документ может быть подписан в ходе визита Владимира Путина в Китай в мае.

Среди китайских компаний, которые могут принять участие в проекте, названы частный фонд China International Fund Ltd (CIF) и государственная China Railway Construction Corporation (CRCC).

Что говорят

В конце апреля президент РФ Владимир Путин поручил правительству определить объемы и источники финансирования мероприятий по строительству транспортного перехода через Керченский пролив, чтобы реализовать проект уже в 2018 году.

Как сообщается, от комментариев по поводу участия китайской стороны в транспортном министерстве отказались. Однако источники, близкие к Минтрансу и «Автодору», подтвердили информацию о намерениях сотрудничать с Китаем. Также известно, что часть проекта может быть профинансирована в юанях.

Предварительная документация проекта должна быть разработана к 30 мая, а в июле будет прорабатываться финансовая схема и модель строительства. Только после этого может быть принято решение об участниках проекта. Подчеркивается, что участие китайских компаний не отменяет присутствия в проекте российских компаний. По словам источника, интерес к проекту подтвердили практически все ведущие игроки, которые занимаются инфраструктурным строительством, «но пока вариативность схемы их привлечения очень широкая — как конкурс, так и прямая передача заказа консорциуму компаний».

Почему Китай?

Привлечение китайских инвесторов эксперты называют политическим шагом. Поддерживая инвестиционный проект в Крыму, Китай таким образом поддерживает и внешнеполитическую позицию России. Для России такое партнерство становится особенно важным на фоне обострения отношений с Западом.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин отмечает, что Китай сейчас является мировым лидером по строительству дорог и мостов с дешевой рабочей силой, но при этом считает, что «у китайских компаний нет новых технологий в строительстве».

Согласно проекту концепции ФЦП «Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа до 2020 года», создание многофункционального транспортного перехода через Керченский пролив может потребовать 200 млрд. рублей из федерального бюджета РФ в течение 5 лет, передает ИА ПРАЙМ.

Председатель Совета директоров ОАО «Таганрог-СпецАвтодор» Михаил Попов разделяет мнение о большой политической значимости проекта. Самая главная выгода от привлечения китайских подрядчиков, по его мнению, заключается в их «иммунитете» от возможных санкций США и Европы. В условиях, когда очередная волна санкций может заблокировать деятельность любой западной фирмы в России, китайские госкомпании являются наиболее надёжными и вдобавок к этому – опытными партнёрами.

В дополнение к этому, Китай обладает собственной устойчивой валютой, которая занимает всё большую долю взаиморасчётов страны с партнёрами (в 2012 году на расчёты в юанях в рамках валютных свопов перешли Австралия и Япония, в 2009 году аналогичный договор были подписан с Бразилией, центры торговли за юань планируется создать в Германии и Великобритании) и национальной платёжной системой.

«Строительство столь крупного инженерного сооружения в современных условиях неизбежно сталкивается с необходимостью международной кооперации», считает М. Попов, поэтому полностью отказываться от привлечения иностранных компаний видится нецелесообразным.

Китайские строители железных дорог зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. За несколько десятилетий в Китае возникла развитая железнодорожная сеть страны. В портфолио китайских железнодорожных строителей входят как подводные тоннели, высокоскоростные магистрали, так и самая высокогорная дорога в мире – Цинхай-Тибетская (при строительстве этой дороги был применён ряд уникальных инженерных решений, а в герметичных вагонах её поездов поддерживается постоянное атмосферное давление для сохранения здоровья и хорошего самочувствия пассажиров в условиях высокогорья – ред. Agro2b).

- Михаил Попов

Карта железных дорог Китая (данные Википедии)

По мнению М. Попова, интерес и реальная поддержка китайских властей к созданию и развитию подобного транспортного коридора подтверждает, что строительство перехода – задача огромной важности не только для жизнеобеспечения Крыма, но и для создания нового международного транспортного коридора (МТК), придающего новый импульс инфраструктуре России.

Мост в Азию

Несмотря на разницу в колее и относительную дороговизну в сравнении с контейнерной линией, считает эксперт, железнодорожные перевозки перспективны по линиям ТРАСЕКА, Север-ЮГ, Восток-Запад (Северный, Южный). Запрос на движение грузов по эти направлениям был оформлен именно странами Азиатско-Тихоокеанского Сотрудничества. В перспективе возможно развитие МТК по направлениям Крым-Китай, Крым-Монголия, Иран, Турция:

Карта транспортных коридоров "Север-Юг" и "Запад-Восток" (данные с веб-сайта РЖД)

 

Своей заинтересованностью и реальным вкладом в проект Китай подчёркивает не только его текущую значимость, но и перспективу в рамках развития «коридоров» – в дополнение к задачам обеспечения коммуникаций «материковой» России с Крымом. Деятельное участие претендента на звание первой экономики мира станет надёжным противовесом попыткам изоляции России, а инвестиции и технологии, вкладываемые в проект, станут частью гарантий долгосрочного и выгодного сотрудничества России и Китая.

Источники: Agro2b
Friday, 26 April 2024
Thursday, 25 April 2024
Friday, 19 April 2024
Thursday, 18 April 2024
Wednesday, 17 April 2024
Tuesday, 16 April 2024
Tuesday, 09 April 2024
Monday, 08 April 2024
Friday, 05 April 2024
Thursday, 04 April 2024
Wednesday, 03 April 2024
Monday, 01 April 2024
All news