КУРС ЦБ $ USD 91,7791 EUR 98,0270
00:00:00  00.00.0000
Москва 0 , 0м/с
Технология, меняющая мир: рэпер Шым о пермакультуре фермера Хольцера
Михаил Епифанов, он же Шым, известен своим творчеством в группе «Каста». Однако, кроме стихов и музыки, его творчество кристаллизуется и во вполне осязаемом – можно даже сказать, монументальном виде. Альтер-эго рэпера Шыма – специалист по пермакультуре, революционному направлению в сельском хозяйстве. Михаил поделился с нами своими знаниями в области, которая постепенно отвоёвывает себе место, особенно актуальное в сегодняшних условиях растущего мира, когда дефицитным стало не только продовольствие, но и ресурсы на его воспроизводство.

 

Пермакультура как направление зародилась во второй половине XX века. Её суть отражает само название – «перманентная агрикультура», т. е., «постоянное, устойчивое сельское хозяйство», – такое, которое минимально зависит от поддержки человека. Ключевой принцип пермакультуры – подобие природе, то есть осознанное и рассчитанное перенесение принципов природных экосистем в сельское хозяйство.

Идеальное пермакультурное хозяйство создаётся «раз и навсегда». Это значит, что грамотный и опытный специалист по пермакультуре способен создать такую экологическую систему, которая будет «на выходе» давать продукцию, заложенную в неё в проекте, а «на входе» у неё будут только естественные природные ресурсы: воздух, солнечный свет, почва, не требующая подкормки искусственными удобрениями, плюс – та форма рельефа, которая изначально спроектирована и заложена специалистом. Теоретически, на принципах пермакультуры может основываться любое сельское производство: огород, приусадебный участок, или парк, или экопоселение.

Михаила Епифанова, как и многих других «фанатов», которые затем выросли в специалистов пермакультуры, привела в это направление случайность. По его признанию, всё началось с его давнего увлечения аквариумистикой, где он специализировался на самодостаточных экосистемах. То есть – таких аквариумах, в которых растения и животные внутри стеклянной банки находятся во взаимном балансе, не требующем извне ничего, кроме электрическое освещения. А весь уход ограничивается доливом воды и регулярным извлечением излишней органики, образующейся внутри.

Как оказалось впоследствии, схожими задачами, в числе прочих, занимался другой неординарный человек – австрийский фермер-новатор Зепп Хольцер у себя на участке в Альпах, среди таких же участков, официально признанных низкопродуктивными из-за крутизны уклона и каменистости почв. Он сумел создать систему прудов, фруктовый сад, овощные гряды и виноградники – на высоте полутора тысяч метров, в холодном климате и в условиях горного воздуха, там, где этого никто никогда не делал. Именно новаторская система прудов стала основой изобилия на участке Зеппа. Их особенность заключается в том, что они построены в полной аналогии с естественными природными прудами, сбалансированными и не требующими затратного ухода, однако приносящими урожай в виде большого ассортимента рыб и раков.

  «Я был увлечен "баночными" экосистемами и экстенсивными аквариумами, с которым меньше возни. Мне нужно было такое решение, чтобы можно было пореже кормить рыб, а точнее вообще не кормить (смеется) и пореже чистить аквариум. Потому что я ленивый человек и вдобавок часто бываю в отъезде. И в общем, как оказалось, то, что делает Зепп у себя — это в некотором смысле то, что я строил в своих аквариумах в миниатюре.Через несколько лет, находясь в Москве, я набрал в поисковике «пермакультура Москва» и увидел объявление о наборе в первую учебную группу Зеппа в России. Так я и попал в эту историю».

Пермакультура, рассказывает Михаил, – термин собирательный. Есть много направлений, по которым может развиваться дизайнерский замысел, причём одни технологии выглядят полной противоположностью других. Глядя на земляные валы гряд Зеппа Хольцера, трудно найти в них что-то общее с участками, обрабатываемыми по щадящим технологиям Билла Моллисона, где вспашка не предполагается вообще, или с полями Масанобу Фукуоки, где рис прорастает не в воде, а укрытый одеялом из соломы и клевера.

Но главное, что их объединяет – это принцип экологичности, подобия природе. В отличие от современных технологий сельского производства, пермакультура – технология устойчивости. Если традиционное сельское хозяйство сильно зависит от перепадов погоды, климата, биологических факторов, несмотря на все вложения в виде удобрений, гербицидов и полива, то пермакультура способна смягчить их и обратить себе на пользу.

Михаил делает особый упор на том, что пермакультура – устойчивый подход, в отличие от современного неустойчивого, крайне зависимого от человека, сельского хозяйства. Климат может меняться, вредители – мутировать, причём этот процесс может подстёгивать сам человек с помощью технологий, агрессивных к земле и животным. Из недавней истории известно, как резко и необратимо изменился климат возле водохранилищ, и как необдуманная распашка казахских степей в 60-е годы вызвала к жизни пыльные бури и истощение плодородного слоя на бывшей целине. Последние события из этой серии – появление суперсорняков, устойчивых к «всеядному» гербициду RoundUp. Именно искусственный отбор руками человека приводит к выживанию сильнейших – и вреднейших – видов насекомых и растений. Рецептом хозяйства, которому не приходится отражать всё новые атаки природы, может стать следование внутренним закономерностям и связям самой природы. Стабильной и продуктивной может быть только разнообразная и обширная система.

Михаил Епифанов не зря стал приверженцем пермакультурной школы Зеппа Хольцера, которая отличается  масштабностью и радикальностью и может служить основой для методов и практик, «вырастающих из неё» как из общего корня. Суть пермакультуры – в рациональном использовании природных ресурсов, а не в борьбе с природой. Простые правила позволяют собирать большее количество и ассортимент урожая с помощью однажды запущенного цикла, которому для выхода «на производственный режим» нужно всего несколько лет – и это без использования дополнительных удобрений и химии. Даже в странах с засушливым климатом можно создать пригодную для жизни и выращивания продуктов зону, которая будет обеспечивать едой не только самих фермеров (или производителей), но и близлежащие города. По словам Михаила, пожалуй, единственная зона, где невозможно внедрить пермакультуру – это арктические льды.

Михаил согласился уделить нам часть времени из своего творческого графика, чтобы ответить на наши вопросы и подготовить к ним иллюстрации. Ниже мы приводим ответы Михаила Епифанова (рэпера Шыма) в прямой речи и пояснительные материалы, подготовленные им и его командой earthmatics.ru специально для Agro2b.

Agro2b: Михаил, понятие пермакультуры известно сравнительно давно, но в последнее время интерес к ней особенно обострился. Какое из недавних событий можно было бы считать поводом для нашего интервью о пермакультуре?

Шым: Засуха-2013, Засуха-2012, «Засуха века»-2010. Наводнения, связанные с разовым выпадением экстремального количества осадков. Увеличение амплитуды колебания годовых температур: все более холодные зимы, более жаркие лета, резкая смена сезонов… С точки зрения пермакультуры Хольцера, все это – звенья одной цепи. Причиной тому – потеря континентами грунтовой воды, вызванная размахом и методами современного индустриального сельского хозяйства, под которое отдано около 35% от всей площади суши, свободной ото льда.

Наглядная схема, объясняющая механизм разрушительного действия сельскохозяйственной деятельности человека, представлена в следующих 6 картинках.

 

 

 

 

 

 

 

Agro2b: Как связаны между собой пермакультура и «органическое земледелие»?

Шым: Основная задача пермакультуры Хольцера – организовать рельеф сельскохозяйственного участка таким образом, чтобы обеспечить достаток влаги (грунтовая вода и открытые водоемы), защиту от ветра и удобство механизированной и/или ручной обработки. На рельефе, преобразованном «по Хольцеру», возникает широкий диапазон микроклиматических ниш, что позволяет организовать на нем устойчивую саморегулирующуюся продуктивную экосистему. На входе системы – «бесплатные» ресурсы природы: осадки, солнечная энергия, воздух; а на выходе широкий ассортимент с/х продукции безупречного экологического качества. В сельскохозяйственном процессе «по Хольцеру» принимают участие дикие животные (насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и др.), включаемые во внутренние пищевые цепи и оказывающие регулирующее влияние на устойчивость экосистемы. В границах участка, преобразованного «по Хольцеру» с течением времени гумус естественным образом скапливается в специальных местах – «ловушках для гумуса» (на дне водоемов и в специальных углублениях переточных канав). Этот гумус используется в качестве удобрения на террасах, обрабатываемых механическим способом.

В отличие от «органического сельского хозяйства», которое ставит своей задачей минимизацию использования пестицидов, гербицидов и синтетических удобрений,  пермакультура Хольцера не использует их вообще, решая задачи по регулировке с/х процесса системно, опираясь на естественные механизмы живой природы. Однако большинство методов «органического земледелия» могут быть применены в условиях рельефа «по Хольцеру», особенно те, которые уменьшают количество трудозатрат и направляют естественные механизмы природы на саморегуляцию экосистемы.

Agro2b: Каковы критерии использования технологий? Каковы основные ограничения, есть ли безусловные запреты?

Шым: Поскольку цель пермакультуры Хольцера – получить экологически безупречный урожай при минимальных затратах труда и ресурсов, то, например использование сельхозтехники, особенно малой и средней, представляется вполне обоснованным. Использовать же пестициды для выключения естественного свойства живой природы – ее биологического разнообразия,– считается нерациональным в рамках Хольцерова подхода. Научно доказанное революционное свойство хольцеровой пермакультуры – это увеличение плодородия почвы (а так же биоразнообразия на с/х участках) по мере хозяйствования. Этот эффект достигается специфическим изменением рельефа участка, совмещением нескольких видов с/х деятельности в рамках одного участка, использованием смешанных посадок, активным применением мульчирования, направленным использованием сидератов.

Agro2b: Каковы перспективы промышленного использования ПК? Возможно ли применять её в крупнотоварном производстве? Опробованы ли такие технологии или их элементы? Например, возможно ли пермакультурное выращивание пшеницы или масличных на площадях порядка тысяч га, и какие ландшафтные изменения для этого нужны?

Шым: Говоря о крупнотоварном производстве в условиях хольцеровой пермакультуры, нужно иметь ввиду, что на выходе такого хозяйства – всегда широкий набор с/х продукции (в отличии от традиционных монокультурных хозяйств), поскольку сама методика базируется на совмещении нескольких видов с/х деятельности. Например, если мы говорим о широкомасштабном производстве в условиях хольцеровой системы «вал-канал-лес», то на выходе мы получаем продукцию полеводства, плодового садоводства, рыбоводства, водного птицеводства, пчеловодства и продукцию агролесоводства, включающую животноводство (при достаточном масштабе хозяйства).

Как выглядит пермакультура Хольцера в применении к традиционным полям можно проиллюстрировать на примере системы "вал-канал-лес" в следующих трех картинках:

 

 

 

 

Конечно, промышленное производство в условиях пермакультуры Хольцера возможно. Стратегия хозяйствования по Хольцеру достаточно универсальна и алгоритмизирована, однако производственные возможности для каждого конкретного участка должны быть определены исходя из его рельефа, геологии, гидрологии и, конечно, природно-климатических условий региона.

Сейчас в мире всего несколько хозяйств, где пермакультура Хольцера используется комплексно. Большинство из них - это небольшие фермерские хозяйства. К крупнотоварным производителям, осваивающим методы Хольцера относится предприятие «Лехманн натур»  (http://www.lehmann-natur.com/).

Agro2b: Можно ли считать внедрение лесополос или мелиоративные каналы, уже использовавшиеся в советском/российском с/х элементами ПК? Если да, то чем их можно дополнить, если нет, то каковы самые частые ошибки при их использовании и как их исправлять?

Шым: Тут важно понимать, о чем конкретно идет речь. Если мы говорим об оросительной мелиорации, то это губительная для плодородия земель практика, а если это сеть каналов, регулирующих уровень грунтовых вод – то это вполне пермакультурный прием. Лесополосы, в том виде и количестве в каком они существуют сейчас (в среднем это полосы шириной 12 метров разделяющие километровые поля), на мой взгляд, носят скорее формальный характер, поскольку вряд ли можно рассматривать их как серьезный фактор влияния на водный режим почвы и защиту от суховеев.

Для того чтобы их эффект по ветрозащите и влагоудержанию был ощутим, полосы должны располагаться чаще, так, чтобы поле было укрыто ветровой тенью полосы, а расположение самих полос желательно выбирать, опираясь на изолинии рельефа (линии равной высоты – «горизонтали», знакомые нам по топографическим картам) и с учетом направления преобладающих ветров.

Самой серьезным «пермакультурным» шагом в истории советского сельского хозяйства был так называемый «Сталинский план преобразования природы».

К сожалению, план не был реализован даже на четверть. Непомерно высокие требования к объему производства, возлагавшиеся тогда на сельскохозяйственную отрасль, не позволили руководителям колхозов и совхозов заниматься действиями, направленными на долгосрочную перспективу. Однако если бы это было сделано тогда – в 40-50-х годах,– то сейчас проблема засухи не возникала бы остро и регулярно в разных регионах нашей страны. Ну а те лесополосы, которые сейчас существуют, по большей части возникли из того сталинского плана. Они – это тот минимум, который объективно смог быть заложен в условиях дефицита ресурсов тех времен.

Важно понимать, что сейчас уже накоплен научно-практический базис, который позволяет сделать шаг в новую эру сельского хозяйствования. В ней речь уже не будет идти о мнимой «минимизации вреда» природе, а на полном серьезе будет осуществляться восстановление и повышение плодородия земель по мере хозяйствования (приращение плодородного слоя), увеличение биоразнообразия на с/х участке и прилегающих территориях, локальный подъем грунтовых вод, избавление от вторичного засоление земель, испорченных, в том числе за последние годы, интенсивным сельским хозяйством. Пермакультурный подход с его деятельным, интеллектуальным участием человека может лечь в основу появления нового класса сельских жителей, новых крестьян. Тех людей, которым интересно работать в творческом сотрудничестве с природой.

 

Agro2b: Есть ли возможность обучения ПК для её более широкого распространения? Может ли профессия специалиста по ПК стать массовой? Что для этого нужно?

Шым: Я убежден, что пермакультура – это сельскохозяйственная практика будущего. Конечно, как и любая практическая отрасль – это набор алгоритмов, а в данном случае опирающихся на законы живой природы. Этому можно учить. Для этого нужны опытные участки пермакультуры в с/х научных и учебных учреждениях, нужна научно-практические наработки для всех природно-климатических зон России.  Для с/х бизнеса этот подход представляет стратегический интерес, поскольку открывает перспективы выхода на рынок «органик»-продукции с собственным производственным ноу-хау.

Agro2b: Какими видятся перспективы развития пермакультуры в условиях, когда клубы не связаны между собой общей организацией? Возможно ли её появление?

Шым: Клубы существуют для обмена опытом внутри группы энтузиастов. Мне видится более широкая роль пермакультуры. На мой взгляд, она должна стать основным способом производства продуктов питания. И главным драйвером здесь на первых порах выступят предприятия, сумевшие продемонстрировать коммерческую успешность производства в условиях пермакультуры. А далее включится рыночный механизм. Отдельно можно говорить о новом крестьянстве, об экологическом фермерстве, эко-туризме, широкомасштабном восстановлении опустыненных земель, использовании оврагов для постройки аквакультурных хозяйств и т.д.

 

 

Источники: Agro2b
Friday, 26 April 2024
Thursday, 25 April 2024
Friday, 19 April 2024
Thursday, 18 April 2024
Wednesday, 17 April 2024
Tuesday, 16 April 2024
Tuesday, 09 April 2024
Monday, 08 April 2024
Friday, 05 April 2024
Thursday, 04 April 2024
Wednesday, 03 April 2024
Monday, 01 April 2024
All news