По результатам анализа потенциальных рынков сбыта, потребительского спроса, особенностей разрешительной системы данных стран, украинские эксперты сделали выводы по поводу возможностей поставок мяса и молока.
ЮАР является основным трейдером мяса в субсахарской Африке, поставляя продукцию в более чем 24 страны. Сети южноафриканских супермаркетов успешно работают в 11 государствах региона. Ключевыми конкурентами Украины на рынке ЮАР будут США и Бразилия. Основным перспективным направлением является продажа мяса свинины и курятины, ведь производство и импорт говядины в стране развиты на высоком уровне.
"Для развития рыночных отношений с ЮАР есть несколько путей. Во-первых, это освоение совместно с участниками рынка экспорта мяса в Южноафриканскую республику через Мозамбик, чья таможенная политика намного либеральнее. Во-вторых, системное содействие официальному открытию мясного рынка ЮАР со стороны государства и бизнеса. В-третьих, развитие сотрудничества с трейдерами ЮАР для освоения рынка субсахарской Африки. Ведь страну можно использовать как "входные ворота" в целый регион", — отметил консультант и эксперт Совета по вопросам экспорта продовольствия Богдан Шаповал.
Рынок Анголы остается потенциально привлекательным для украинских импортеров. Он характеризуется, в первую очередь, высокой маржинальностью - до 120% на отдельные позиции мясопродуктов. При этом качество продукции на полках супермаркетов является преимущественно низким. Это создает неплохие предпосылки для импорта. Но и негативных факторов также достаточно. В стране существует дисбаланс между официальным и реальным курсом американского доллара и крайне сложная процедура вывода валюты. Например, выкуп валюты резидентом Анголы длится 4 месяца. Конечно, это сильно тормозит любой международный бизнес. Сейчас продолжаются переговоры по импорту мясопродуктов по поставке образцов и первых пробных партий.
"Неплохим вариантом освоения рынка Анголы может быть создание совместных предприятий в свободной экономической зоне в Луанде (столица и крупнейший экономический центр страны). Это позволит использовать инвестиционную поддержку государства и даже получить кредит на развитие предприятия по переработке продуктов питания. При этом сырье в виде полутуш может быть украинским. В дальнейшем через Анголу можно развивать торговые пути в Ботсвану, Намибию и ДР Конго с целью сбыта мясопродуктов "made in Angola" из украинских ингредиентов", — отмечает Б.Шаповал.
Гана характеризуется относительно развитым рынком мясопродуктов низкого качества при невысокой маржинальности оптовых продаж - до 15%. В стране преобладают христианские традиции потребления мясопродуктов. Также, наблюдается довольно живой развитие сегмента HORECA. В Гане, как и в Анголе, существуют государственные инвестиционные программы по переработке продуктов питания с высоким уровнем защиты и минимальной ставкой кредитования. При этом наблюдаются и схожные проблемы - коррумпированность властных структур и отсутствие образованного персонала. В случае вхождения Украины на рынок Ганы конкурировать придется со странами ЕС и США.
"Рынок Африки является специфическим и сложным. Однако, несмотря на все преграды, на него стоит делать ставку, ведь доходность и объемы потребления мяса в регионе растут с каждым годом. Качественный вход на рынок, в первую очередь, будет зависеть от ценовой политики. Следует также помнить, что скорость является не последним фактором успеха: нынешний кризисный период в Западной Африке один из самых легких для входа украинских предприятий", — подводит итог Б.Шаповал.
Также с осени 2017 года ожидается открытие рынка Японии для молочной продукции украинского производства - отмена карантинных мер на молочную продукцию. Об этом сообщается на странице в соцсети Facebook Центра экспорта Export-UA. Для украинских производителей сухого молока, сыворотки, масла сливочного и сыров рекомендуется начинать переговоры с ключевыми компаниями-трейдерами Японии: Marubeni Corporation, ITt&CO. LTD, Sumitomo Corporation, Mitsubishi Corporation, которые имеют свои представительства в Украине.